Метро в Красноярске ещё строят, а фирменный стиль для него уже придумали. Идеи подсказал сам город. Нынешние выпускники Института архитектуры и дизайна СФУ Елизавета Степанова и Константин Александров свой дипломный проект посвятили разработке графического комплекса, который, по их мнению, послужит созданию положительного образа красноярского метротрамвая. Ребята ставили цель — гармонично вписать метро в городское пространство, обеспечить узнаваемость, сделать навигацию комфортной, понятной и безопасной для граждан всех возрастов.
Защита выпускной квалификационной работы у ребят состоится в первых числах июля. А мы предлагаем совершить воображаемую прогулку по станциям красноярского метро уже сейчас.
«Впервые наши студенты взяли такую значимую, объёмную, интересную тему», — говорит руководитель проекта, старший преподаватель кафедры дизайна ИАиД Ксения Сергеевна Кажаева. — «Разработка айдентики и рекламно-графического комплекса для Красноярского метротрама очень актуальна.
Мы выделили сразу двух дипломников, потому что работы по теме достаточно много. Ребята изучили опыт создания стиля и всей навигации на примере московского метро и мировой опыт многих стран. Проектировали же фирменный стиль с учётом сложившейся в Красноярске транспортной системы. Получился он, на мой взгляд, ярким, интересным, молодёжным».
Сначала авторы проекта исследовали районы города, где будет проходить линия метро, на основе этого создавали концепцию. Разработали маскота (фирменного узнаваемого персонажа, который олицетворяет бренд и подчеркивает его индивидуальность) и сильную, слаженную систему пиктографики.
Оценивать выпускную квалификационную работу будут эксперты из разных областей: не только графические дизайнеры, но и маркетологи, пиарщики. Председатель комиссии — профессор СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, член Союза дизайнеров и Союза художников России Степан Степанович Ливак.
Своих дипломников руководитель проекта назвала неординарно мыслящими и талантливыми. Лиза уже работает младшим дизайнером на курорте Красная Поляна в Сочи, а Костя имеет прекрасную техническую подготовку и создал добротное мобильное приложение для пользователей будущего метротрама.
«Мы изучили лучшие примеры из разных стран», — рассказывает Константин Александров. — «Метро в Токио впечатлило яркими, экспрессивными плакатами о правилах поведения, и мы использовали эту практику, адаптировав под наши реалии. Так как это общественный транспорт, важно, чтобы все люди, включая пенсионеров и инвалидов с плохим зрением, могли хорошо разглядеть навигационные элементы. Пражское метро как раз интересно своей навигацией. Элементы её достаточно крупные, информация быстро считывается, и абсолютно всё понятно.
Красноярский метротрам — это связующий элемент внутри города, символ будущего. Пиктограммы разработать было непросто. Мы хотели сделать их уникальными, неповторимыми, со своим характером. Допустим, смотрит человек на пиктограмму и сразу понимает: это именно красноярское метро. И с первого взгляда ясно: тут лестница, там лифт, а здесь — за линию не заходить».
В логотипе удалось сохранить привычный силуэт буквы «М», в которой достаточно хорошо, но не чрезмерно узнаётся буква «К».
По словам ребят, анализ истории районов Красноярска — их фишка и один из самых захватывающих этапов исследования!
«У нас достаточно контрастный город: прошлое связано с будущим, есть старые исторические районы, а есть строящиеся, современные. В каждом районе, где будут располагаться станции, мы собрали обширный фотоматериал. В снимках города находили какие-то определённые формы, ставшие впоследствии основой для графики. Это помогло раскрыть характер Красноярска и создать графику, пиктограммы и логотип. Абсолютно весь проект построен на этих модулях», — поясняет Елизавета.
«Истории мы узнавали потрясающие! Взять хотя бы станцию "Высотная" в районе улицы Высотная», — подхватывает Константин. — «Мы решили использовать для визуального оформления образ Всеволода Михайловича Крутовского и живописные панорамы микрорайона Ветлужанка. Кстати, само это название связано с опытной плодово-ягодной станцией, где раньше выращивали яблоки. Выдающийся помолог Всеволод Крутовский ещё до революции занимался разведением сорта яблони "Ветлужанка", который получил от известного садовода-оригинатора Н.В. Кузьмина из города Ветлуга. Поскольку для каждой станции метро мы подбирали аутентичное цветовое решение, подчёркивающее уникальный облик и энергию района, где станция располагается, то логично, что для станции "Высотная" — это зелёный цвет».
Для оформления станции «Николаевская» на улице Копылова в Октябрьском районе дипломники также предложили использовать изображения, подсказанные историей этой части города. Ещё на втором курсе Костя смог запечатлеть окрестности Николаевки с помощью квадрокоптера и был потрясён красотой развязок, открывшейся с высоты птичьего полёта. И в логотипе Красноярского метро присутствует элемент, взятый из тех фотографий с воздуха. Студенты узнали и то, что название района связано с посещением Красноярска в 1891 году цесаревичем Николаем. Слободку рабочих-железнодорожников назвали Николаевкой в память о том визите. А сегодня этот район — крупный и важный транспортный узел, где всегда кипит энергия, снуют машины, а горизонт украшают современные жилые дома.
Процесс разработки каждого элемента графического комплекса — от поиска пиктограмм до создания документальных роликов об истории районов Красноярска, мерча (значки, кофейная кружка, одежда, наклейки), логотипа (вариантов было под сотню!) — всё это было захватывающе интересно, признаются ребята.
«Считаю, что у нас получилась довольно профессиональной система навигации. В ней использованы уникальные пиктограммы. Ещё одна из ярких деталей проекта — маскот. Честно скажу: разработать его было непросто. Сама по себе тема метро сухая, эмоциям здесь мало места, и для того, чтобы добавить какой-то изюминки, нужен был такой персонаж. Но как найти характер? Поскольку целевая аудитория большая, маскот должен быть и не слишком детским, и не слишком взрослым и строгим. Голова шла кругом! В итоге родился образ: два человечка, мальчик и девочка. Мне кажется он удачным!» — поделилась Елизавета.
Всё ли у дипломников получилось — решать комиссии. Итогом их кропотливого труда стали планшеты, на которых изображены все элементы комплекса и медиа. Работа проделана большая, но оба смотрят далеко вперёд, поэтому, если кто-то из студентов захочет в будущем продолжить тему, советуют дополнить перечень навигационных табличек и расширить ассортимент сувенирной продукции — от одежды до канцелярии.
Источник: газета СФУ «Новая университетская жизнь».