Найти тему
А ну-ка, бабушки!

Почему нам звонят и молчат: как Роскомнадзор предлагает бороться с мошенниками

Оглавление
Разбираемся, почему нам звонят и молчат
Разбираемся, почему нам звонят и молчат

Если вам, как и мне, надоело бегать к телефону и в ответ с незнакомого номера слышать гудки, эта статья для вас. Давайте выясним, кто и почему совершает "немые" звонки и опасно ли это для абонентов. И как операторы сотовой связи собираются защищать своих клиентов от подобных эксцессов.

В зоне риска пенсионеры

Очевидно, что жертвой мошенников чаще становятся пенсионеры. Доказательством тому может служить свежий пример. Евгений Манеркин, бывший руководитель отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры города Москвы, когда-то сам учил россиян, как не попасться на уловки мошенников. И вот "Газета.ру" сообщает, что 69-летний экс-прокурор передал злоумышленникам 20 млн рублей, а также деньги от продажи своего автомобиля Audi Q7.

Слева - скрин моего телефона, справа - Евгений Манеркин, которого "развели" на 20 млн рублей
Слева - скрин моего телефона, справа - Евгений Манеркин, которого "развели" на 20 млн рублей

Начиная с 13 июня, на него оказывали давление лже-сотрудники Роскомнадзора, Росфинмониторинга и Мосэнерго. Убеждая, что накопительные счета пенсионера находятся под угрозой, они вынудили его завести новый, якобы безопасный счет и перевести туда все деньги плюс средства от продажи автомобиля. Яна Поплавская продублировала эту информацию, сопроводив словами:

Я даже не знаю, как можно прокомментировать эту новость. Она сама по себе лучше любого комментария.

На канале мы уже выкладывали статью "Как не стать жертвой телефонного мошенника". Видимо, нужно периодически к ней возвращаться, потому что мошенники становятся все более изощренными. Сегодня они представляются сотрудниками социальных служб и предлагают пересчитать пенсионный стаж ("вам явно не доплачивают") и т. п. При этом просят сообщить цифры из смс-сообщения, убеждая, что это номер очереди на прием в Пенсионный Фонд. Невнимательные называют код доступа к учетной записи на Госуслугах, после чего сайт оказывается взломан.

Олег Газманов выручил Никаса Сафронова
Олег Газманов выручил Никаса Сафронова

Недавно на обман попался Никас Сафронов. Мошенники представились сотрудниками "Википедии" и получили доступ к сайтам и контактам художника. Они тут же разослали звездным адресатам СМС от его имени с просьбой занять 20-30 тыс. рублей. Бдительность проявил Олег Газманов. Получив подобное сообщение, он связался с Сафроновым и предупредил его о "разводе". Художник срочно заблокировал все карты, съездил в МФЦ и сменил пароли на Госуслугах, а также записал обращение к друзьям.

Чего хотят мошенники, понятно, ну, а если нам звонят и просто молчат в ответ?

Причины "немых" звонков

Я выложила скрин своего телефона, чтобы показать, сколько звонков в день приходит мне и с каких номеров. Все они "немые". IT- специалисты предупреждают, что у таких звонков назначение одно - это система проверки:

  • Спамеры заинтересованы в "рабочих" номерах телефонов, поэтому создание подобных баз данных - это большой бизнес. Роботы проверяют, является ли номер действующим, откликается ли абонент на звонок.
  • Если абонент перезванивает, формально он ничем не рискует. Однако явно попадает в более продвинутую базу с пометкой, что с абонентом можно связаться. По голосу робот способен определить пол, возраст, чтобы подобрать правильную рекламу. Если во время ответного звонка в трубке играет музыка, абсолютно точно - на связи робот.
  • Иногда в ответ абонент может услышать голосовое сообщение в виде рекламы. Известно, что физлица штрафуются за непрошенную рекламу в размере 20 тыс. рублей, а юридические лица - 2 млн руб. Если же человек звонит сам, организация или частное лицо таким образом формально обходят закон о рекламе и не считаются нарушителями.
Способ решения проблемы
Способ решения проблемы

Самый правильный выход - не брать трубку с незнакомых номеров. Судя по количеству спам-звонков, однажды я нарушила это правило и теперь подвергаюсь настоящей атаке. Если вы в силу своей деятельности вынуждены снимать трубку, старайтесь переводить диалог в мессенджеры. Спамеры общаться по переписке не будут.

Опытные пользователи советуют иметь дополнительную сим-карту для общения в интернете, не выкладывая свой основной номер в соцсетях и на различных сайтах. Если продаете что-то на Avito, пользуйтесь именно ею.

Есть программы-блокировщики спама и приложения типа "Не звони мне", минусом которых являются ложные срабатывания. Многие ставят определители, которые располагают своей базой данных спам-номеров. Она пополняется за счет абонентов, сообщающих о спаме.

И все же хотелось бы знать, что делают операторы, чтобы избавить абонентов от всех этих неудобств.

Как работает система "Антифрод"
Как работает система "Антифрод"

"Антифрод" до декабря 2024 года

Спам-атака ведется с подменных номеров. В декабре 2022 года была запущена система "Антифрод", способная определять звонки реальных абонентов. Она начала внедряться крупными операторами и показала свою эффективность. Предполагалось, что к марту 2024 года к системе присоединятся 100% российских компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги. Однако из 2 тысяч операторов ровно половина до сих пор не подключена к "Антифрод", в том числе "Газпром Телеком" и др.

Роскомнадзор продлил сроки до декабря 2024 года, а пока подведомственный ему ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ) разослал компаниям рекомендации - разрывать звонок на свою сеть, если номер не подключен к системе "Антифрод". На выполнение требования дается 120 дней. Это означает, что блокироваться будут не только звонки с подменных номеров, но и не прошедшие систему фрод-мониторинга.

Хочется верить, что Минцифры и Роскомнадзор обеспечат безопасность пользования мобильной связью, а сообщения о мошенничестве и спам-атаках на абонентов уйдут в прошлое.

Уважаемые читатели! Буду признательная, если поделитесь, как решаете проблему спама вы, и что делает в этом направлении ваш оператор.

***

На канале была выложена статья о судебной тяжбе между Ф. Киркоровым и Л. Успенской (читать тут). Июньское заседание было отложено, ибо суд предоставил возможность сторонам примириться. Адвокат Киркорова А. Добровинский заявил, что его доверителю было бы достаточно извинений со стороны Успенской. Вместо этого певица сама подала иск на 10 млн за то, что Филипп Бедросович обозвал ее "попрошайкой". Однако Басманный суд Москвы в иске Л. Успенской отказал. Как вам проблемы звезд шоу-бизнеса?

Всем добра, Виктория Самарская