Вчера ICQ прекратил свою работу. И в этой статье важно разобраться почему проект, который был изначально продан израильскими разработчиками за 400 млн долларов в итоге был просто закрыт. Важно разобраться КАК и ПОЧЕМУ мессенджер который был лучше и удобнее чем тот же Telegram и намного лучше чем технически отсталый, но такой популярный Вотсап (который нужно давно запретить) проиграл битву за пользователя.
Сразу скажу, что как стало известно о закрытии мессенджера я обратился в ВК с предложением о продаже мессенджера, но ответ так и не получил.
Странная позиция у ВК отказаться продавать мессенджер. Предложение от нашей компании то ли так и не было рассмотрено то ли его отклонили, но ответ решили не давать неизвестно. Ну да ладно.
Аська конкретный хороший показатель того, что ПЕРВЫЙ - не значит лидер. Это, знаете, когда говорят: а...рынок уже занят...конкуренция... И вот, пожалуйста. Просчет менеджмента мейл ру групп который на тот момент владел ICQ (куплен без малого за 190 млн долларов!) привел в итоге к тому, что VK, который активно развивает именно общение, остался без мессенджера. А все можно было бы исправить.
ПЕРВЫЙ, напомню, в своей нише Яндекс Маркет. Со своими неограниченными маркетинговыми возможностями остались где-то позади Озона и ВБ. Причина? Управление! Все.
А есть ли здесь маркетинг?
На самом деле, не думаю, что в VK сели, почитали книгу Эссенциализм и решили: все! Закрываем проект. Нет. Тянуть его дальше без монетизации, без новых пользователей было просто глупо и это понятно - представляю сколько они сливали денег в год. Маркетинг есть везде. Поднять популярность аськи можно было банально рассказав о том чего никто не знал - о том, что ее функционал круче чем у телеграм и круче чем у вотсапа.
Почему не воспользовались? Десять лет "кормить" аську и вкладывать деньги и не воспользоваться главным, да ладно главным, просто вариантом для ее возрождения и стремительного роста - наиглупейшее решение. Когда объявили о закрытии пошли тысячи публикаций в СМИ. Тысячи! Нужно было просто воспользоваться этим. Не продали мне - ок. Но не закрывать, а как раз на волне шума рассказать о том, какая аська классная, сколько пришло пользователей и...вот по просьбам трудящихся принято решение НЕ закрывать...
Кто-то скажет, не честно так делать. Это маркетинг. Это вот знаете как известная сеть ювелирных магазинов "закрывается" каждый месяц и "финально все распродает за копейки". Вот это, наверное, не честно (хотя, это дает возможность и правда покупать по низким ценам так что тут спорный вопрос).
Минимальные вложения в рекламу мессенджера дали бы свой результат. Но этого сделано не было.
ICQ не была дохлой коровой поскольку с технической точки зрения превосходила и вотсап и телеграм. Почему все были в вотсап? Стадный эффект - все же там и я там буду. А как все оказались там? Правильно, потому что вотсап сделал в свое время 2 главные вещи - регистрация по номеру телефона и аудио/видео звонки. Просчет аськи был очевиден, но догнать унылый вотсап можно было очень быстро.
Я знаю много бизнесов, которые закрывались при том, что имели колоссальные возможности. В свое время я был учредителем крупнейшей в РФ сети по продаже детских автокресел "Супермаркет детских автокресел" - был свой импорт, был опт, своя торговая марка, крупная розница. Я вышел из бизнеса как только увидел, что учредитель со своим управлением в течение какого-то времени просто загубит проект. В итоге все именно так и получилось. Компания была закрыта, а бывший учредитель обанкротив бизнес предлагает всем свой курс и обучение по развитию бизнеса (типичная история).
ICQ - шикарный показатель с какой стороны ни посмотри. Тут просчеты в управлении, в маркетинге, во всем! Причем, просчеты до самого конца. Просто посмотрите, обратите внимание, задумайтесь над этим, перенесите в свой бизнес, на свой рынок. Много интересного!