20K подписчиков

Остап Бендер vs Александр Корейко: кто успешнее

3,4K прочитали

Как любую ключевую фигуру сюжета Остапа Бендера из книг Ильи Ильфа и Евгения Петрова мы воспринимаем самым важным, успешным, наконец – продвинутым, крутым, если говорить нынешними словами.

Обычно в такой логике остальные персонажи кажутся более мелкими как личности. Но вот ведь любопытинка: в «Золотом теленке» появился Александр Корейко, который во многом не уступал ему. А может, даже превосходил его?

Так кто же из двух жуликов был успешнее? Давайте сравним между собой этих аферистов из книг Ильфа и Петрова по результатам их дел.

Кадр из советской комедии Михаила Швейцера «Золотой теленок»
Кадр из советской комедии Михаила Швейцера «Золотой теленок»

1. Вписанность в социалистическое общество

Тут, безусловно, выигрывал Корейко.

Пусть он и зарабатывал в «Геркулесе» ничтожные 46 руб., причем в то время, как, по упоминанию Ильфа и Петрова, даже студенты получали по 75 руб. Но богач хитро вписался в структуру социалистического общества так, что не подкопаешься.

Бендер же только однажды сделал попытку социализироваться – когда создал контору по заготовке рогов и копыт.

Но все время, пока существовала контора, он ею не занимался. У «великого комбинатора» были дела поинтереснее: собирать материалы на Корейко. Бизнес же существовал сугубо для официального прикрытия: приходилось долго сидеть на одном месте, надо было как-то это документально оправдать. Все-таки тунеядцев у нас уже в то время отслеживали.

Причем, когда этого «начальника отдэлэния» вызывали на заседания, он писал отказ. А когда ему на стажировку прислали студентов, Остапу под недовольный ропот Паниковского пришлось потратить довольно немалую сумму, чтоб от юношей избавиться (в хорошем смысле, разумеется).

Словом, «Рога и копыта» влекли одни расходы: материальные, организационные, временны́е и проч.

А вот Корейко легализовался и в рамках своей легенды вел себя идеально. Любой разведчик мог бы брать с него пример. Прямо скажем, его жизнь была вылитая «удивительная бедность, в особенности если принять во внимание величину суммы, которую он при помощи Полыхаева выкачал из доброго "Геркулеса"».

То бишь (обратите внимание!) он не останавливался ни на миг и получал барыш, даже находясь в подполье.

Александр Иванович, к тому же, сам того не зная, исполнил важное правило будущего легендарного разведчика СССР Рудольфа Абеля, который учил слушателей элитных курсов КГБ: ни в коем случае не давайте волю чувствам, но встречайтесь только с одинокими (!..) женщинами, причем не более одного раза, «а если вдруг почувствуете, что сами влюбились по уши, тут же заканчивайте или с нелегальной разведкой [в случае с Корейко – с подпольной жизнью], или с любовью».

Александр Иванович сделал промах лишь один раз: влюбившись, пригласил Зосю на свидание, куда захватил пачку крупных денег. Но, если бы его тогда не обворовали Балаганов с Паниковским, подпольный миллионер успел бы взять себя в руки и деньги никому не показывать.

В этом лишний раз проявлялась его расчетливость, которой у Остапа не было вовсе – все доходы, которые когда-либо приплывали этому балагуру в руки, он тратил почти сразу же.

Даже когда у Бендера с большой суммы, украденной как раз из той пачки в кармане Корейко, остались неплохие деньги, он не стал их растягивать на постепенные важные траты. Он сразу же купил на них… букет девушке – причем той самой, в которую до него влюбился Корейко.

Дескать, «ничего не поделаешь! У меня большое сердце. Как у теленка».

2. Итоговая сумма «заработанного»

Бендер и Корейко были творческими личностями. Каждый из них не просто грабил государство и отдельных граждан, но устраивал всё виртуозно, нестандартно, с выдумкой.

Однако на выходе суммы, которые за все время сумел получить «великолепный Остап», с одной стороны, и Корейко – с другой, были несопоставимы:

1) да, Остап Ибрагимыч в итоге вынудил-таки отдать ему 1 млн руб. Однако Корейко нищим не остался. Его чемоданчик, который он таскал из одной камеры хранения в другую, таил добрые 10 млн руб., если сложить вместе его отечественные и валютные запасы.

По подсчетам «Коммерсанта», в нынешнем веке Александра Ивановича можно было бы назвать «рублевым миллиардером и долларовым мультимиллионером. В его чемодане лежало 1,85 млрд руб., т. е. 26,7 млн долл.».

Таким образом, конкретно тут Корейко выигрывал у Бендера в 10 раз;

2) самая большая сумма, за которой Остап охотился до встречи с Корейко, составляла порядка 150 тыс. руб. по состоянию на 1927 г.

А раньше и вообще «вся эта музыка стоила 70–75 тыс. руб.».

Это было очень и очень неплохо. Однако поставим на разные чаши весов:

  • 150 тыс. руб. из стульев Воробьянинова, к тому же так и не полученные Бендером,

и

  • 10 млн руб. из чемодана Корейко, который он запросто перетаскивал с вокзала на вокзал.

Итого опять выходит, что наш «гроссмейстер» уступал, причем намного – раз этак в 66. А ведь Остап Ибрагимыч, если б нашел-таки клад мадам Петуховой, должен был бы поделиться с Ипполитом Матвеевичем. И тогда разница между Бендером и Корейко сделалась бы еще больше – в пользу второго.

3. Масштабы махинаций

По размаху аферы Александра Ивановича однозначно превосходили делишки Остапа Ибрагимыча. «Великим комбинатором» с бóльшим правом можно назвать Корейко.

Бендер только мечтал о строительстве плотины на Голубом Ниле, но никогда бы не дошел до реализации. Корейко же на самом деле чуть было не построил электростанцию – точнее, уверил всех в этом и увел в личный карман выделенный на это бюджет доброй республики.

«Промысловая артель химических продуктов “Реванш”», на которой Корейко прилично заработал, также дала бы 100 очков бендеровским «Рогам и копытам», на которые «потомок янычаров» тратился сам.

В книге Ильфа и Петрова описаны такие махинации Корейко, которые и не снились Бендеру с его спектаклями а-ля женитьба на вдове Грицацуевой с кражей у нее несчастного ситечка…

Кадр из советской комедии  Швейцера «Золотой теленок»; цитата из книги Ильфа и Петрова
Кадр из советской комедии Швейцера «Золотой теленок»; цитата из книги Ильфа и Петрова

4. Психология миллионера

Эта особенность очень важна. Ведь мало приобрести деньги – надо их еще удержать, причем в столь сложной для этого социальной обстановке советской страны.

И тут однозначно выигрывал Корейко. Он был холодным, прагматичным. Не зря этот конторский счетовод на мелком жалованье умел мысленно быстро умножать большие числа – в этом его таланте авторы дали тонкий намек на расчетливость как человека в целом.

Остап же был актером, «не финансистом, а свободным художником и холодным философом» на сцене жизни. Он сам не осознавал, что его больше интересовал процесс поисков денег, чем результат.

И дело даже не только в том, что в условиях социализма «идейному борцу за денежные знаки» было бы банально негде и не на что потратиться, а за границу бежать не получилось бы.

Дело еще в том, что «сыну турецко-подданного» больше всего нравилось выстраивать хитроумные операции.

Его богатый «подзащитный» тоже в разное время организовывал различные сложные махинации. И часто тоже весьма замысловатые. Но шика в нем было гораздо меньше. Перед ним стояла четкая цель: нажива.

А Бендер обожал спектакли одного актера (его самого) при широкой публике, восхищенно-изумленной его талантам (как пели в одной из экранизаций, «вы оцените красоту игры»).

Корейко жил скромно и ждал своего часа, по образному выражению Ильфа и Петрова, напоминая боксера, который всю жизнь посвящает будущей цели – выигрышу на ринге. Он даже питался скромно и спортом занимался – чтоб в момент «выхода на ринг» быть полностью в форме.

Да и большей осторожностью он тоже отличался, нежели «великий комбинатор», который, к примеру, в момент пропуска публики в «Провалъ» вел себя настолько невнимательно, что умудрился близко подпустить милиционеров.

Кадр из  комедии СССР «12 стульев» Гайдая
Кадр из комедии СССР «12 стульев» Гайдая

Хорошо еще – он вовремя сориентировался и придумал, будто взимает плату за «Провалъ» официально («чтобы не слишком проваливался»), а стражи порядка ему поверили. Но тут уж просто повезло. А ведь могло бы и не повезти.

Корейко был миллионером именно подпольным. И отлично в этом статусе, так сказать, законсервировался.

Остап же вести подпольную жизнь не смог бы.

А ведь в условиях социализма хранить личные миллионы можно было исключительно тайно. Так что и тут Остап Ибрагимыч проигрывал Александру Ивановичу.

Вывод

По всем параметрам получается, что фактически, по результатам, Корейко был успешнее Остапа, и намного.

Однако если бы сюжет крутился вокруг Александра Ивановича как главного героя, роман «Золотой теленок» не получился бы таким легким, виртуозным, парящим и светлым, каким мы его знаем.

То же стало бы с «12 стульями», если бы туда включили Корейко как основного персонажа.

История с Александром Ивановичем в центре сделалась бы «злой, нетерпеливой», как пульсы самогó юного Саши, когда он «ошалело… мечтал о богатстве, оглушаемый ударами сердца и пульсов».

Книги Ильфа и Петрова получились гениальными и искрометными во многом благодаря характеру главного героя. Итак, по сравнению с Корейко Бендер был:

1) светлее. Не даром как в книгах, так и во всех экранизациях его образ неизменно вызывал у публики симпатию и прочие позитивные реакции.

Даже в фильме Марка Захарова, где «великий комбинатор» получился тяжеловато-флегматичным, он пари́л в песнях – мол, «белеет мой парус, такой одинокий… но я не плачу и не рыдаю»;

 Кадр из советской комедии Захарова «12 стульев»
Кадр из советской комедии Захарова «12 стульев»

2) даже добрее. Допустим, смог бы Александр Иванович широким жестом одарить своего подельника, причем бывшего, огромной суммой в 50 тыс. руб.? Никогда. Он бы вообще сделал вид, что не заметил его. Или, столкнувшись нос к носу, просто ничего ему не сказал бы о деньгах.

Бендер же Балаганова одарил. И ведь Шура не знал, что у Остапа есть деньги. И ничего с него не требовал. И ни о чем его не просил. И молчал обо всем. И был до такой степени не на волне данной темы, что, получив ошеломительную сумму на руки, пошел и сразу, практически по мышечной памяти, своровал какую-то мелочь на улице, из-за чего попал в милицию.

А как Остап Ибрагимыч поступил с Кисой, когда тот практически провалил всё колоссальное дело, причем по нелепой причине – накануне аукциона пошел в ресторан (будто не мог потерпеть одну ночь)?

Да Корейко за этакое своего напарника минимум – иcкaлeчил бы, а потом бросил.

Остап же всего лишь «дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок». При этом, судя по молчанию Воробьянинова во время «экзекуции», не такой уж она была и сильной;

Кадр из советской комедии Гайдая «12 стульев»
Кадр из советской комедии Гайдая «12 стульев»

3) артистичнее, острее, ироничнее. И это было важно для книг Ильфа и Петрова, которые в итоге получились одними из самых лучших в литературе XX в.!

П. с. Дорогие читатели, а как оцените вы: кто был продвинутее/успешнее: Бендер или Корейко?

И в развитие темы читайте мои посты «Сколько зарабатывали герои советских фильмов: Штирлиц, Остап, Шурик и др.» и еще «2 главных просчета Бендера: ляпы или хитрый замысел Ильфа и Петрова», а также «8 самых обаятельных жуликов советского кино».

И отвечайте на тесты «Кто ваш Бендер из 5 разных кино-образов?» плюс «Угадайте советский фильм по герою-аферисту в кадре».

#культура #чтение #книги #литература #психология #юмор #история