Не всякий мошенник – аферист. Лишь птицу высокого полета можно назвать этим словом. Правда, увы, летает такой человек в полном противоречии с государственными законами и людскими правами.
Поэтому-то Остап Бендер и говорил своему подельщику, что, мол, «нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит».
Правда, в другой раз он же уверял: «У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс». Однако тут великий комбинатор явно преувеличивал. Или преуменьшал. Как ни крути – а Бендер был одним из самых ярких аферистов в литературе и кино.
От обычных жуликов этот аферист отличался тем, что виртуозно занимался шулерством, устраивал практически целые шоу для проведения махинаций.
Как там укорял Кису Ося, сравнивая его бывший социальный статус с нынешними привычками: «Гигант мысли! Отец русской демократии! Особа, приближенная к императору! И такие мелко-уголовные наклонности!»
Причем каждая его афера была делом весьма рискованным. Это вам не кошельки с прохожих срезать.
Словом, аферист – фигура виртуозная, хотя и противозаконная; ас-делец от преступного мира.
Это и показали в замечательных одноименных советских комедиях Леонида Гайдая и Марка Захарова «12 стульев».
Заметим, что в продолжении «12 стульев» – книге Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а также в ее экранизации Михаилом Швыейцером «Золотой теленок» – показан еще один любопытнейший тип афериста: Александр Корейко.
Пожалуй, это был единственный достойный соперник, встретившийся Остапу на пути.
Помните, наш «гроссмейстер» разочарованно-сконфуженно переживал, что журналисты, выигравшие в лотерею и купившие авто, уехали на нем «к сияющим далям, в обществе веселых друзей», а сам он, распрощавшись с ними, «остался на пыльной дороге с дypaкoм-компаньоном»?
Так вот в случае с Корейко у Бендера появился друг-враг, компаньон-соперник. Ведь они даже какое-то время вместе попутешествовали – после того, когда Остап все-таки увел у него часть миллионов.
Правда, в отличие от терпеливого Корейко, Бендер был слишком подвижным, парящим человеком широкого размаха. И ему богатство на пользу не пошло. Аферист часто больше ценит сам путь к роскоши, чем полученную роскошь.
Как тут не вспомнить мошенника высшего полета из еще одной советской комедии Захарова – графа Калиостро из «Формулы любви». Вот уж кто умел грабить людей с размахом, а потом «от души» (если можно так сказать о грехе) пользовался награбленным.
Например, он за большие деньги устраивал для аристократов спиритические сеансы, трактовал некие тайные знаки, предсказывал будущее…
Вплоть до того, что организовал одной фрейлине якобы свидание с ее усопшим супругом, «да так, что она его осязала и теперь вроде как на сносях». Для этого граф воспользовался медальоном этой дамочки, который потом же и забрал в оплату.
Ну, а более простонародными были махинаторы из комедий Гайдая – ВиНиМор:
- Ви – Трус в исполнении Георгия Вицина;
- Ни – Бaлбec, сыгранный Юрием Никулиным;
- Мор – Бывалый, в которого воплотился Евгений Моргунов.
Например, в короткометражке «Самогонщики» они за изготовление, продажу, распространение этого напитка вполне могли бы по Уголовному кодексу СССР отправиться в места, не столь отдаленные, лет этак на 7.
Но – нет: в комедии СССР «Кавказская пленница…» они продолжали махинации. Например, организовали за деньги кружок танцев, а также настольные игры. Причем в советское время, без лицензии и прочих необходимых документов.
Заметьте, они устроили почти шоу, заманивая доверчивых граждан тем, то «твист – это вам не лезгинка».
Уже за одно это им по ст. 209 Уголовного кодекса РСФСР светила всё та же тюрьма или как минимум исправительные работы до 4 лет.
А ведь они еще налогов не платили и вообще вели, как тогда говорили, «пapaзитический образ жизни», плюс вообще отличались «уклонением от общественно полезного труда и проживанием на нетрудовые доходы». Кстати, в том числе это говорил Уголовный кодекс…
Но какими же веселыми мы привыкли видеть этих аферистов!
Еще одним таким же мошенником-весельчаком был Жорж Милославский в другой комедии Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Но не во время ограбления квартиры Шпака (там он был в статусе всего лишь грабителя-жулика), а когда он заставил управдома Буншу играть роль царя, а сам перевоплотился в его помощника.
К слову о весельчаках-аферистах. В советских мультфильмах их тоже показывали. Причем разброс таких дельцов был весьма широким:
- от мелкого жyлика, промышляющего на базаре, в мультике СССР «Приключения Васи Куролесова» режиссера Владимира Попова;
- до космических пиратов Весельчака У и Глота, устраивавших преступления с галактическим размахом, в сказке Романа Качанова «Тайна третьей планеты» (анимационная экранизация книги Кира Булычева про Алису Селезневу).
Итак, аферисты – народ «продвинутый». У них даже есть свои «специальности» и «специализации». Поэтому о них так часто и снимают фильмы и даже мультфильмы.
Давайте сегодня сузим спектр и в нашем тесте остановимся на кинематографе СССР.
П. с. Дорогие читатели, а какие примеры жуликов кино советского и другого можете назвать вы?
П. п. с. И читайте мои посты «Трус, Балбес и Бывалый: что давал за их проделки закон при Гайдае и что дает сейчас» и еще «Милославский в "Иване Васильевиче…": слишком продвинутый для жулика», плюс «Авантюристы во власти и в истории: 3 самых интересных примера», а также «8 самых обаятельных жуликов советского кино».
И отгадывайте тесты, где надо назвать советский фильм или мультик по преступникам (смешным и не очень) и по судьям.
#тест #кино #викторина #тесты #викторины #юмор #знаменитости #культура