Найти тему
6000 миль до Голливуда

В песке не горит, в огне не тонет. Новая эпичная глава культового боевика.

("Фуриоса: Хроники Безумного Макса", Furiosa: A Mad Max Saga, 2024, Австралия/США)

Кажись, всё, приехали: тему боевиков в целом и фантастических в частности в нынешнем году можно закрывать. Так или иначе, но переплюнуть новое "безумно-максимальное" творение Джорджа Миллера в плане крутизны и зрелищности в 2024-м уже вряд ли кому-либо удастся.

В этом суровом мире выражение "сделать кому-то втык" подразумевает отнюдь не словесную головомойку.
В этом суровом мире выражение "сделать кому-то втык" подразумевает отнюдь не словесную головомойку.

...Нет, ну разве только какой-нибудь творец супербоевиков снимет нечто подобное плюс ещё и "умное" - тогда да. В этом случае Миллер будет жестоко посрамлён. Ведь в его эпопее про бесконечные войны за бензин, воду и закуску в Мрачном Будущем ума уж точно не прибавляется. Наоборот, с каждым новым фильмом безумия тут становится больше, а здравомыслия и самого Макса - всё меньше.
А в
"Фуриосе: хрониках Безумного Макса", даром что его имя тоже присутствует в заголовке, его явление аж до обидного быстротечное. Настолько, что если вы в эту минуту отвлечётесь от "телека" на чатик в смартфоне, то и вовсе проморгаете "Привет-привет - пока-пока!" мистера Рокатански в сюжете.

Между тем сам сюжет "Фуриосы", при всей его безбашенности, по сравнению с "Дорогой ярости" разросся в плане географии и календаря.
Теперь это не просто "Айда в одну сторону, а потом айда обратно!", но и целая сага о взрослении и злоключениях антиутопической гражданки Фуриосы (Алила Браун / Аня Тейлор-Джой). Той, что в "Дороге ярости" гоняла по пустыне на грузовике с цистерной в компании Макса и нескольких беременных дам.

Только случится это, когда Фуриоса окончательно вырастет и станет однорукой бунтаркой со внешностью Шарлиз Терон. А в "Фуриосе" мы покамест наблюдаем за драматичным процессом этого её становления-ожесточения-выживания.
То есть Миллер нам не соврал: он действительно снял не сиквел, а приквел "Дороги ярости". Где все те негодяи, кого размазало по песку у неё в финале, ещё живы-здоровы. А Макс носится где-то на очень заднем плане и не имеет с ними никаких дел.

И впрямь, не тому режиссеру доверили снимать байкерский сериал "Сыны Анархии".
И впрямь, не тому режиссеру доверили снимать байкерский сериал "Сыны Анархии".

Родилась же Фуриоса в экзотическом каньоне под названием Зелёные Земли - оазисе, где обитала коммуна, почти вся состоящая из женщин.
Как бы то ни было, постоять за себя и за своих детей они умели. Что и доказала мать Фуриосы Мэри, когда её дочь похитили залётные байкеры, которые вдруг наткнулись на этот райский уголок посреди бескрайней пустыни. После чего, прихватив с собой подвернувшуюся им под руку пигалицу, рванули назад, к вождю своей Орды Дементусу (Крис Хемсворт). С доброй вестью, что они нашли-таки место, где можно вдоволь попить, пожрать и пограбить.

Однако Мэри со своей снайперской винтовкой превратила обратную дорогу байкеров в сущий кошмар. И, не дав им порадовать босса сенсационной правдой, наверняка отбила бы дочь у Дементуса, кабы удача ей вдруг не изменила. И вот Фуриоса становится его малолетней пленницей, обязанной рано или поздно привести Орду в Зелёные Земли. Только ускорить сей процесс, пытая её, он не пожелал. Потому что Дементус, тоже потеряв однажды свою семью, был чересчур сентиментален, и теперь считал Фуриосу своей дочерью.

Она же, прикинувшись немой, кочевала с Ордой, пока та в итоге не обнаружила в пустыне... нет, не Зеленые Земли, а Цитадель. Ту самую, где правил Несмертный Джо со своей армией камикадзе. И которую Дементус ошибочно счёл родиной Фуриосы, ведь в Цитадели тоже имелись в достатке вода, еда и зелень.
А далее всё становится таким зигзагообразным и непредсказуемым, что писать об этом скучными буковками по вашему экрану нет смысла. Ибо такое экшен-пиршество для глаз надо засвидетельствовать самому. Тем паче идущая с ним в комплекте история - уже не примитивные покатушки из точку А в Б и назад. Нет, теперь она заезжает мимоходом ещё в несколько точек, причём с нескольких направлений - во как!

"Гусарская" жилетка на Крисе Хемсворте неспроста - заставить его велеречивого персонажа "молчать" практически невозможно.
"Гусарская" жилетка на Крисе Хемсворте неспроста - заставить его велеречивого персонажа "молчать" практически невозможно.

Иными словами, всё, чего я опасался почти 2 года назад, благополучно... не сбылось!
А именно: странная, до изжоги рефлексивная фэнтези-мелодрама
"Три тысячи лет желаний", снятая Миллером перед "Фуриосой", вызывала резонный вопрос: а потянет ли он сегодня, в свои 78 лет, боевик, подобный "Дороге ярости"? Тем более, если у него нынче такое старческое настроение. Да, простительное для его возраста. Но оно - явно не тот стимул, что нужен для съёмок авто-краш-бадабум-фантастики.

Однако Джордж не подвел. И выказал удивительную режиссерскую адекватность: не забыл, за что "Дорога ярости" завоевала 6 Оскаров и любовь миллионов поклонников, и сделал всё в том же духе и стиле. При этом учёл, что за 9 лет боевиковые технологии шагнули ещё вперёд, - и шагнул вместе с ними. Настолько, насколько счёл нужным, но качественная разница видна. Если, конечно, вы сядете смотреть "Фуриосу" в формате HD, либо выше (мне она была доступна в 4K); ниже не рекомендуется, - картина, не иначе, специально под них заточена.

Иными словами, что у Джорджа Миллера ни кадр, то опять невероятно художественная, постапокалиптическая "живопись". Поставьте фильм на паузу в любой момент - и офигейте от запредельного количества мелких деталей в каждой сцене (это тоже к вопросу о нужности здесь чёткого изображения). Элементов, на первый взгляд, незначительных, три четверти из которых вы без "паузы" даже рассмотреть не успели бы. Зато в сумме и в динамике именно из этих мелочей складывается "жирная" зрелищность миллерова боевика. Который не только традиционно сносит зрительскую башню своим драйвом, но и производит мощное эстетическое впечатление, а также масштабом проделанной его создателями работы.

И всем хорош этот внедорожник, да есть одна проблема: постоянно какие-то "теслы" на кардан наматываются.
И всем хорош этот внедорожник, да есть одна проблема: постоянно какие-то "теслы" на кардан наматываются.

***

В общем, 9 лет ожидания решительно того стоили. Причем морально окупились даже с процентами - учитывая, что после "3000 лет желаний" я был полон скепсиса в отношении Миллера-экшенмейкера.
Однако при всём при этом в прокате "
Фуриоса" не блеснула. Похоже, любителей этой вселенной, чья франшиза всегда была специфичной и непредсказуемой, с каждым годом становится всё меньше. Отчего велик риск, что третья часть запланированной Джорджем, трилогии-перезагрузки "Безумного Макса", - "Пустоши", - теперь под вопросом.
Досадно: гранд-финал с Томом Харди был бы в ней совсем не лишним.
Как бы то ни было, регулярный пересмотр
"Фуриосы" - вопрос лично для меня уже решенный. И даже если на этом славная 45-летняя история Безумной Максиады подойдет к концу, конец этот выглядит очень достойно и впечатляюще.

Трейлер фильма (рейтинг фильма R, 18+):