Найти тему
Тимофеева Наталья

Преображенский старообрядческий монастырь в Москве

В середине июня поехали мы посмотреть на старообрядческий Преображенский монастырь. Прошлым летом были в Рогожской слободе, тоже центр старообрядчества, но иного согласия.

Я уже с прошлого лета знаю правила посещения старообрядческих храмов, поэтому в этот раз я надела юбку в пол и блузку с длинным рукавом. Чтобы разрешили зайти в старообрядческую церковь, недостаточно одежды, считающейся приличной в храмах РПЦ, тут необходимо закрыть все вплоть до щиколоток и запястий. Даже для мужчин нужна одежда с длинным рукавом.

На территории Преображенского монастыря
На территории Преображенского монастыря

В правильной одежде зайти в церковь можно, но недалеко, разрешают чуть дальше порога пройти, а дальше доступ только для своих.

Вход в Храм Успения Пресвятой Богородицы
Вход в Храм Успения Пресвятой Богородицы

Зашла в храм, там служба идет. Мне сразу бдительная прихожанка строгим жестом показала, где остановиться, и предупредила, чтобы я не крестилась. Фотографировать там, конечно, нельзя. А жаль. Там такая строгая красота, иконы в стиле письма Андрея Рублева, и убранство все выдержано в едином стиле. Полное ощущение древности. Будто в старину попала. И песнопения в унисон, без многоголосия. Прикоснулась к истории. Ведь история страны и история религии неразрывно связаны. Церкви – это не только духовные обители, но и исторические памятники.

Храм Успения Пресвятой Богородицы Московской поморской старообрядческой общины Древлеправославной поморской церкви
Храм Успения Пресвятой Богородицы Московской поморской старообрядческой общины Древлеправославной поморской церкви

Да, вот такое длинное и подробное название у храма. Вот оно и на табличке у входа:

Храм Успения Пресвятой Богородицы Московской поморской старообрядческой общины Древлеправославной поморской церкви
Храм Успения Пресвятой Богородицы Московской поморской старообрядческой общины Древлеправославной поморской церкви

А над входом медная икона:

Икона над входом в храм
Икона над входом в храм

Старообрядческие иконы медного литья довольно долго в царские времена запрещались, изымались и переплавлялись на иные нужды.

Медная икона
Медная икона

Но этот храм – только часть церковного здания. С другой стороны здания вход в Храм Святителя Николая, который принадлежит уже не старообрядцам, а РПЦ.

Вход в Храм Святителя Николая
Вход в Храм Святителя Николая

У входа своя табличка с названием:

Никольская церковь РПЦ
Никольская церковь РПЦ
Эта часть здания принадлежит Российской Православной Церкви
Эта часть здания принадлежит Российской Православной Церкви
Эта часть здания принадлежит Российской Древлеправославной Поморской Церкви
Эта часть здания принадлежит Российской Древлеправославной Поморской Церкви

Как так случилось, что в одном здании два храма? Внутри они разделены кирпичной стеной. История разделения длинная и корнями она уходит во времена церковного раскола 1666 года, реформ патриарха Никона и правления царя Алексея Михайловича Романова. К староверам с тех пор при разных царях относились то совсем сурово, то помягче. В 1762 году Петр III издал указ «о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий». После этого указа было прекращено преследование старообрядцев в России, а тем, кто бежал в другие страны, разрешалось вернуться на родину.

При Екатерине II в 1771 году в Москве были основаны староверческие центры за Рогожской и Преображенской заставами при вновь образованных кладбищах для захоронения умерших от чумы. Оба эти центра и возникли тогда благодаря свирепствующей в то время чуме. За Преображенской заставой рядом с кладбищем московские купцы-старообрядцы федосеевского согласия на собственные средства устроили противочумную больницу и часовню для общественного богослужения и отпевания умерших.

Краткая история строительства Преображенского старообрядческого монастыря, состоящего из мужского и женского дворов, представлена на трех плакатах на монастырской стене (листайте, увеличивайте и читайте):

В 1783–1785 годах в староверческой обители построили Успенскую соборную часовню, сохранившуюся до наших дней. Это и есть церковное здание, разделенное теперь на два храма:

Бывшая Успенская соборная часовня
Бывшая Успенская соборная часовня

В 1798 году к востоку от Успенской часовни был построен новый кирпичный корпус больницы. Весь мужской двор в 1804–1808 годах был обнесен кирпичной стеной с башнями по углам. Сейчас от той стены осталась небольшая часть:

Монастырская стена мужского двора
Монастырская стена мужского двора

В 1805–1807 годах построили кирпичный двухэтажный корпус с главными воротами на мужской двор и надвратной Крестовоздвиженской часовней:

Корпус с воротами и надвратной часовней
Корпус с воротами и надвратной часовней

В то же время строился и женский двор. Между мужским и женским дворами монастыря проходит Ковылинский переулок, упирающийся в ворота на Преображенское кладбище:

Ворота на Преображенское кладбище и справа стена мужского монастырского двора
Ворота на Преображенское кладбище и справа стена мужского монастырского двора

В 1804 году был построен надвратный корпус женского двора с моленной в честь Преображения Господня:

В 1805 году на женском дворе построили восточный Успенский, северный Покровский и южный Спасский богаделенные корпуса для призрения больных и престарелых женщин. Тогда же территорию двора обнесли высокой кирпичной оградой.

В 1811 году власти разрешили старообрядцам построить в центре женского двора Преображенского монастыря Крестовоздвиженскую часовню:

Крестовоздвиженская часовня
Крестовоздвиженская часовня

Недолго длились царские милости, при правлении Николая I федосеевское согласие было объявлено вредной противогосударственной сектой, и Преображенский староверческий монастырь попал под жесткий контроль. В 1854 году, под предлогом того, что часть видных прихожан-старообрядцев приняли единоверие, то есть фактически присоединились к официальной церкви, у старообрядцев отобрали мужской двор и устроили вместо него единоверческий мужской монастырь. Оставшихся монахов переселили в один из корпусов женского двора.

Об этом тоже рассказывается на одном из плакатов на территории монастыря:

Рассказ о том, как в 1866 году в зданиях мужского двора старообрядческого Преображенского монастыря был открыт Никольский единоверческий монастырь, который просуществовал до 1923 года. В 1933 году восточную половину Успенской церкви вернули старообрядцам
Рассказ о том, как в 1866 году в зданиях мужского двора старообрядческого Преображенского монастыря был открыт Никольский единоверческий монастырь, который просуществовал до 1923 года. В 1933 году восточную половину Успенской церкви вернули старообрядцам

После того, как на мужском дворе преображенского монастыря был открыт Никольский единоверческий монастырь, в 1879 году была построена колокольня, которую называли «Преображенская свеча»:

В 1922 году советские власти монастыри закрыли. Ценные древние иконы и утварь из закрытых часовен передали в ведение Главмузея. В освободившихся зданиях разместили заводское общежитие и санаторий. На женском дворе в одном из корпусов разместилось Московское отделение ЦНИИ связи. Остальные монастырские здания использовались как для жилья, так и для различных учреждений. Действующими остались только по одному храму на мужском и женском дворах: Успенская церковь на мужском дворе и Крестовоздвиженская на женском. Их при советской власти не закрывали.

Крестовоздвиженская часовня
Крестовоздвиженская часовня

В начале 1930-х годах главную часть Успенской церкви передали старообрядцам поморского согласия, а в трапезной ее части продолжал оставаться приход обновленческого синода.

В начале 1930-х годов большая часть стен и все башни мужского двора разобрали. В 1932 году на месте снесенных еще в середине XIX века келий женского двора старообрядческого монастыря открыли Центральный рынок Сталинского района, который существует до сих пор под названием «Преображенский». В 1977–1980 годах отреставрировали большую колокольню и сохранившуюся часть монастырских стен мужского двора.

В 1993 году здания женского двора Преображенской обители передали христианам старопоморского (федосеевского) согласия.

На мужском дворе сейчас главную часть Успенского храма занимает Московская община Древлеправославной Поморской Церкви, а трапезную часть – приход Московского Патриархата. Также старообрядческой общине принадлежит бывший больничный корпус с часовней. В одном из зданий планируется создать музей, посвященный истории и культуре Преображенской старообрядческой обители.

На территории мужского двора Преображенского монастыря
На территории мужского двора Преображенского монастыря

В Москве сейчас несколько центров старообрядчества. Между собой они мало связаны, так повелось с давних пор. После реформ 1666 года церковные и царские власти жестоко преследовали всех несогласных с реформами Никона и нововведениями. От гонений и преследований за старую веру люди спасались как могли, уезжали на окраины страны и даже за границу. Общины старообрядцев еще с тех пор были разрознены. Поэтому никакого единоначалия у приверженцев старых обрядов не было. До сих пор существуют разные старообрядческие течения. Так, например, в Москве центр старообрядцев в Рогожской слободе и Преображенский старообрядческий монастырь существуют независимо и друг друга официально не признают. Есть и другие течения приверженцев старых обрядов православной церкви. Да, именно православной церкви, поскольку все они так или иначе защищают старые обряды православной церкви, существовавшей на Руси до Никона.

Рогожский центр относится к белокриницкому согласию (Русская православная старообрядческая церковь), а Преображенский к федосеевскому (Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия).

У старообрядцев белокриницкого согласия есть свой митрополит. А у старообрядцев федосеевского согласия нет ни митрополита, ни других священников, они относятся к беспоповцам. Беспоповцами он стали называться после того, как поумирали все священники дониконовского рукоположения. Поскольку по старым канонам только епископ имеет право посвятить следующего священника после умершего, а епископов с новыми обрядами старообрядцы-федосеевцы не признавали, то так и остались без попов. С тех пор такие таинства как крещение и исповедь у них совершаются мирянами, а общины возглавляются духовными наставниками.

Федосеевцы называют себя старопоморцами, последователями духовного центра поморского согласия, основанного в 1694 году на реке Выг недалеко от Белого моря. Выговская обитель известна Поморскими ответами, опубликованными в 1723 году. Поморские ответы – это полемическое сочинение староверов всех согласий, которое стало основой для защиты дониконовского православия.

Как сейчас сосуществуют на территории одного церковного здания и одного монастырского двора приверженцы старых и новых обрядов? Чисто внешне кажется, что мирно живут, при этом каждая сторона старается выразить свою позицию. Сторонники РПЦ на своих информационных плакатах пытаются убедить старообрядцев забыть древние обряды и присоединиться к официальной церкви:

В ответ старообрядцы в своей брошюре (издания лежат при входе в церковь) призывают всех, признавших никоновские реформы, одуматься и вернуться к истокам:

Тут и митрополита Амвросия Белокриницкого в лжесвященники записали, а в Рогожской слободе старообрядцы его святым мучеником считают
Тут и митрополита Амвросия Белокриницкого в лжесвященники записали, а в Рогожской слободе старообрядцы его святым мучеником считают

Так и стоят до сих пор каждый на своем уже четвертое столетие с 1666 года.

Более подробно о Преображенском староверческом монастыре рассказано на странице Музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы

Мой рассказ будет неполным без упоминания бывшей больницы Преображенской старообрядческой общины.

Больница
Больница

Здание больницы стоит рядом с женским двором Преображенского монастыря.

Кирпичное здание было построено в 1912–1914 годах по проекту знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева.

-28

Еще до строительства этой больницы врачебную помощь при Преображенской старообрядческой общине оказывали не только старообрядцам. По понедельникам и четвергам каждую неделю в лечебнице общины велся бесплатный прием и выдача лекарств для больных любого вероисповедания. За помощью в лечебницу обращались не только жители близлежащих мест, но и отдаленных районов Москвы.

Новая больница строилась на пожертвования купцов для неимущих христиан федосеевского согласия, она была рассчитана на 24–30 мест с общими палатами и отдельными комнатами. По проекту в здании предусматривалось платное отделение, хирургическое отделение с операционной, а также кухня, ледник, прачечная, центральное отопление и искусственная вентиляция, туалеты и ванные на каждом этаже.

Больница
Больница

Когда больница была построена в 1914 году, началась Первая мировая война, здание больницы передали под лазарет на 75 мест для лечения раненых.

С приходом советской власти больница отошла государству, как и забота о бесплатном лечении всех советских граждан. До 2014 года в здании располагался Противотуберкулезный диспансер №8. С тех пор это роскошное здание не используется и выглядит заброшенным. Пишут, что старообрядцы хотят забрать его себе, но решение о передаче вроде бы пока не принято.