В середине июня поехали мы посмотреть на старообрядческий Преображенский монастырь. Прошлым летом были в Рогожской слободе, тоже центр старообрядчества, но иного согласия.
Я уже с прошлого лета знаю правила посещения старообрядческих храмов, поэтому в этот раз я надела юбку в пол и блузку с длинным рукавом. Чтобы разрешили зайти в старообрядческую церковь, недостаточно одежды, считающейся приличной в храмах РПЦ, тут необходимо закрыть все вплоть до щиколоток и запястий. Даже для мужчин нужна одежда с длинным рукавом.
В правильной одежде зайти в церковь можно, но недалеко, разрешают чуть дальше порога пройти, а дальше доступ только для своих.
Зашла в храм, там служба идет. Мне сразу бдительная прихожанка строгим жестом показала, где остановиться, и предупредила, чтобы я не крестилась. Фотографировать там, конечно, нельзя. А жаль. Там такая строгая красота, иконы в стиле письма Андрея Рублева, и убранство все выдержано в едином стиле. Полное ощущение древности. Будто в старину попала. И песнопения в унисон, без многоголосия. Прикоснулась к истории. Ведь история страны и история религии неразрывно связаны. Церкви – это не только духовные обители, но и исторические памятники.
Да, вот такое длинное и подробное название у храма. Вот оно и на табличке у входа:
А над входом медная икона:
Старообрядческие иконы медного литья довольно долго в царские времена запрещались, изымались и переплавлялись на иные нужды.
Но этот храм – только часть церковного здания. С другой стороны здания вход в Храм Святителя Николая, который принадлежит уже не старообрядцам, а РПЦ.
У входа своя табличка с названием:
Как так случилось, что в одном здании два храма? Внутри они разделены кирпичной стеной. История разделения длинная и корнями она уходит во времена церковного раскола 1666 года, реформ патриарха Никона и правления царя Алексея Михайловича Романова. К староверам с тех пор при разных царях относились то совсем сурово, то помягче. В 1762 году Петр III издал указ «о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий». После этого указа было прекращено преследование старообрядцев в России, а тем, кто бежал в другие страны, разрешалось вернуться на родину.
При Екатерине II в 1771 году в Москве были основаны староверческие центры за Рогожской и Преображенской заставами при вновь образованных кладбищах для захоронения умерших от чумы. Оба эти центра и возникли тогда благодаря свирепствующей в то время чуме. За Преображенской заставой рядом с кладбищем московские купцы-старообрядцы федосеевского согласия на собственные средства устроили противочумную больницу и часовню для общественного богослужения и отпевания умерших.
Краткая история строительства Преображенского старообрядческого монастыря, состоящего из мужского и женского дворов, представлена на трех плакатах на монастырской стене (листайте, увеличивайте и читайте):
В 1783–1785 годах в староверческой обители построили Успенскую соборную часовню, сохранившуюся до наших дней. Это и есть церковное здание, разделенное теперь на два храма:
В 1798 году к востоку от Успенской часовни был построен новый кирпичный корпус больницы. Весь мужской двор в 1804–1808 годах был обнесен кирпичной стеной с башнями по углам. Сейчас от той стены осталась небольшая часть:
В 1805–1807 годах построили кирпичный двухэтажный корпус с главными воротами на мужской двор и надвратной Крестовоздвиженской часовней:
В то же время строился и женский двор. Между мужским и женским дворами монастыря проходит Ковылинский переулок, упирающийся в ворота на Преображенское кладбище:
В 1804 году был построен надвратный корпус женского двора с моленной в честь Преображения Господня:
В 1805 году на женском дворе построили восточный Успенский, северный Покровский и южный Спасский богаделенные корпуса для призрения больных и престарелых женщин. Тогда же территорию двора обнесли высокой кирпичной оградой.
В 1811 году власти разрешили старообрядцам построить в центре женского двора Преображенского монастыря Крестовоздвиженскую часовню:
Недолго длились царские милости, при правлении Николая I федосеевское согласие было объявлено вредной противогосударственной сектой, и Преображенский староверческий монастырь попал под жесткий контроль. В 1854 году, под предлогом того, что часть видных прихожан-старообрядцев приняли единоверие, то есть фактически присоединились к официальной церкви, у старообрядцев отобрали мужской двор и устроили вместо него единоверческий мужской монастырь. Оставшихся монахов переселили в один из корпусов женского двора.
Об этом тоже рассказывается на одном из плакатов на территории монастыря:
После того, как на мужском дворе преображенского монастыря был открыт Никольский единоверческий монастырь, в 1879 году была построена колокольня, которую называли «Преображенская свеча»:
В 1922 году советские власти монастыри закрыли. Ценные древние иконы и утварь из закрытых часовен передали в ведение Главмузея. В освободившихся зданиях разместили заводское общежитие и санаторий. На женском дворе в одном из корпусов разместилось Московское отделение ЦНИИ связи. Остальные монастырские здания использовались как для жилья, так и для различных учреждений. Действующими остались только по одному храму на мужском и женском дворах: Успенская церковь на мужском дворе и Крестовоздвиженская на женском. Их при советской власти не закрывали.
В начале 1930-х годах главную часть Успенской церкви передали старообрядцам поморского согласия, а в трапезной ее части продолжал оставаться приход обновленческого синода.
В начале 1930-х годов большая часть стен и все башни мужского двора разобрали. В 1932 году на месте снесенных еще в середине XIX века келий женского двора старообрядческого монастыря открыли Центральный рынок Сталинского района, который существует до сих пор под названием «Преображенский». В 1977–1980 годах отреставрировали большую колокольню и сохранившуюся часть монастырских стен мужского двора.
В 1993 году здания женского двора Преображенской обители передали христианам старопоморского (федосеевского) согласия.
На мужском дворе сейчас главную часть Успенского храма занимает Московская община Древлеправославной Поморской Церкви, а трапезную часть – приход Московского Патриархата. Также старообрядческой общине принадлежит бывший больничный корпус с часовней. В одном из зданий планируется создать музей, посвященный истории и культуре Преображенской старообрядческой обители.
В Москве сейчас несколько центров старообрядчества. Между собой они мало связаны, так повелось с давних пор. После реформ 1666 года церковные и царские власти жестоко преследовали всех несогласных с реформами Никона и нововведениями. От гонений и преследований за старую веру люди спасались как могли, уезжали на окраины страны и даже за границу. Общины старообрядцев еще с тех пор были разрознены. Поэтому никакого единоначалия у приверженцев старых обрядов не было. До сих пор существуют разные старообрядческие течения. Так, например, в Москве центр старообрядцев в Рогожской слободе и Преображенский старообрядческий монастырь существуют независимо и друг друга официально не признают. Есть и другие течения приверженцев старых обрядов православной церкви. Да, именно православной церкви, поскольку все они так или иначе защищают старые обряды православной церкви, существовавшей на Руси до Никона.
Рогожский центр относится к белокриницкому согласию (Русская православная старообрядческая церковь), а Преображенский к федосеевскому (Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия).
У старообрядцев белокриницкого согласия есть свой митрополит. А у старообрядцев федосеевского согласия нет ни митрополита, ни других священников, они относятся к беспоповцам. Беспоповцами он стали называться после того, как поумирали все священники дониконовского рукоположения. Поскольку по старым канонам только епископ имеет право посвятить следующего священника после умершего, а епископов с новыми обрядами старообрядцы-федосеевцы не признавали, то так и остались без попов. С тех пор такие таинства как крещение и исповедь у них совершаются мирянами, а общины возглавляются духовными наставниками.
Федосеевцы называют себя старопоморцами, последователями духовного центра поморского согласия, основанного в 1694 году на реке Выг недалеко от Белого моря. Выговская обитель известна Поморскими ответами, опубликованными в 1723 году. Поморские ответы – это полемическое сочинение староверов всех согласий, которое стало основой для защиты дониконовского православия.
Как сейчас сосуществуют на территории одного церковного здания и одного монастырского двора приверженцы старых и новых обрядов? Чисто внешне кажется, что мирно живут, при этом каждая сторона старается выразить свою позицию. Сторонники РПЦ на своих информационных плакатах пытаются убедить старообрядцев забыть древние обряды и присоединиться к официальной церкви:
В ответ старообрядцы в своей брошюре (издания лежат при входе в церковь) призывают всех, признавших никоновские реформы, одуматься и вернуться к истокам:
Так и стоят до сих пор каждый на своем уже четвертое столетие с 1666 года.
Более подробно о Преображенском староверческом монастыре рассказано на странице Музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы
Мой рассказ будет неполным без упоминания бывшей больницы Преображенской старообрядческой общины.
Здание больницы стоит рядом с женским двором Преображенского монастыря.
Кирпичное здание было построено в 1912–1914 годах по проекту знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева.
Еще до строительства этой больницы врачебную помощь при Преображенской старообрядческой общине оказывали не только старообрядцам. По понедельникам и четвергам каждую неделю в лечебнице общины велся бесплатный прием и выдача лекарств для больных любого вероисповедания. За помощью в лечебницу обращались не только жители близлежащих мест, но и отдаленных районов Москвы.
Новая больница строилась на пожертвования купцов для неимущих христиан федосеевского согласия, она была рассчитана на 24–30 мест с общими палатами и отдельными комнатами. По проекту в здании предусматривалось платное отделение, хирургическое отделение с операционной, а также кухня, ледник, прачечная, центральное отопление и искусственная вентиляция, туалеты и ванные на каждом этаже.
Когда больница была построена в 1914 году, началась Первая мировая война, здание больницы передали под лазарет на 75 мест для лечения раненых.
С приходом советской власти больница отошла государству, как и забота о бесплатном лечении всех советских граждан. До 2014 года в здании располагался Противотуберкулезный диспансер №8. С тех пор это роскошное здание не используется и выглядит заброшенным. Пишут, что старообрядцы хотят забрать его себе, но решение о передаче вроде бы пока не принято.