Господи, нельзя, пойдем, пойдем скорее, господи, руки-то голые! Иди, надень нарукавники, вон там лежат!
С такими словами ласково и заботливо встретила меня женщина в платке и в сарафане до пят у входа в старообрядческий Покровский собор, что в Рогожской слободе. Про то, что платье должно быть ниже колен и платок на голове, я знала. А о том, что рукава до локтя не годятся, не догадывалась. Рукава должны быть длинными. Впрочем, правила для всех написаны и вывешены у входа в храм. И на сайте есть. Теперь знаю.
Давно собирались в Рогожскую слободу. В эти выходные побывали там, посмотрели. Теперь и вам покажу фотографии и расскажу о впечатлениях.
Вот план Рогожской слободы:
На территории четыре церкви, три из них старообрядческие. А четвертая – нет.
Четвертый храм, во имя св.Николы Чудотворца, исторически был первой старообрядческой часовней при кладбище. Во второй половине XIX века — когда алтари Рогожских храмов были опечатаны властями — по заявлению десятка прихожан храм перешел в единоверческую ересь. В советское время он превратился в обычный новообрядческий приход РПЦ МП, коим является и поныне.
Мы входили в слободу через ворота в этом Никольском храме.
Никольский храм расположен напротив входа на Рогожское кладбище.
С этого кладбища все и началось в 1771 году, когда в Москве свирепствовала чума. Тогда все кладбища на территории города были закрыты. Покойников стали хоронить за городом. Староверам выделили участок за Рогожской заставой. У входа на кладбище построили деревянную Никольскую часовню для отпевания умерших. Через пять лет Никольскую часовню перестроили в каменный храм.
В середине XIX века на месте староверческой часовни построили новообрядческий храм. Подробнее его история написана на официальном сайте Никольского храма.
После Никольской часовни рядом появились и другие храмы и постройки:
На рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два величественных собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.
Что сейчас сохранилось в старообрядческой Рогожской слободе?
Построенный по проекту Матвея Казакова в 1792 году Покровский собор:
Храм огромный, он единовременно вмещает до семи тысяч верующих. Так много было старообрядцев?
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек, а доля старообрядцев среди православного населения России составляла до 35%, или более 20 миллионов человек.
Снаружи Покровский собор выглядит как многие строения времени его возведения, на церкви времен раскола и до него не похож. Вся его старообрядческая особенность – внутри, вся строгая красота там. Мне удалось сделать фотографию через стеклянную дверь:
Стены и своды расписаны в древнерусском стиле.
Интерьер храма сохранился с момента создания. Покровский собор никогда полностью не закрывался, при всех властях был и остается действующим. Сейчас это главный собор Русской Старообрядческой Православной Церкви. Здесь находится первосвятительская кафедра предстоятеля Русской Старообрядческой Православной Церкви – ныне Митрополита Московского и всея Руси.
Вот еще несколько фотографий Покровского собора:
Рядом с Покровским собором стоит Христорождественский храм.
Христорождественский собор построен в 1805 году.
При нас собор был закрыт, главное крыльцо в лесах, ведутся реставрационные работы:
Самая новая церковь в слободе – это храм-колокольня Воскресения Христова:
Колокольня была построена в 1913 году. Очень высокая колокольня, она всего на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого. Поражает искусной резьбой по камню:
Кроме храмов на территории слободы есть и другие сооружения:
Есть еще несколько строений, обозначенных на схеме, однако на фото они не попали.
К востоку от храмов расположены три пруда, соединенные проливом. Через пруды переброшены три моста. На одном из мостов восстановлена водосвятная часовня-иордань в виде парковой беседки.
На том месте, где бил источник, возведена часовня-колодец.
В советские годы пруды были засыпаны, их восстановили уже в этом веке. Поэтому мосты и часовни – современной постройки.
Храмы тоже пострадали в советские годы, однако из четырех ныне действующих закрывали только два. Никольский и Покровский соборы действовали всегда.
Куда больше бед старообрядческой церкви принес раскол Русской церкви, произошедший во второй половине XVII века. При малолетнем Петре I, когда страной правила Софья, в 1685 году она издала законы, по которым за старые обряды полагались изгнания, тюрьмы, пытки и сожжения заживо. Эти законы Петр I отменил лишь в 1716 году, дозволив раскольникам полулегальное существование, однако за совращение в старую веру смертная казнь сохранялась, строить церкви и печатать книги запрещалось.
В 1762 году уже Петр III издал указ «о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий». Этим указом и последующими указами и манифестом было прекращено преследование старообрядцев в России, а тем, кто бежал в другие страны, разрешалось вернуться на родину.
Послабления продолжились и при Екатерине II. При ней в 1771 году и образовалась Рогожская слобода. Однако хоть отношение властей к старообрядцам улучшилось, преследования то ослабевали, то вновь усиливались. Так, в Рогожской слободе через два года после отчуждения у старообрядцев в 1854 году Никольской церкви, алтари Покровского собора были закрыты на замки и опечатаны царскими властями. Опечатанными они простояли полвека.
Распечатали алтари только в 1905 году по указу Николая II. Тогда-то и была заложена церковь-колокольня Воскресения Христова в честь распечатания старообрядческих алтарей и дарования религиозных свобод старообрядцам.
Как старообрядцы сейчас относятся к новообрядцам?
После раскола, произошедшего в 1660-х годах при патриархе Никоне, старообрядческая Церковь является автономной православной Церковью, сохраняющей апостольскую преемственность, и никак не связана с современной РПЦ МП.
Обиды на преследования не забыты. На территории слободы стоит памятник мученикам за старую веру:
На его четырех сторонах изображены святые мученики:
И краткое жизнеописание каждого:
Старообрядцы хранят не только церковные обряды наших предков. Они и в церковь ходят в старинных русских одеждах. Женщины в слободе ходят в длинных русских сарафанах и блузах с длинным рукавом, головы покрывают платком. Мужчины в подпоясанных рубахах на выпуск и с нестриженными бородами. Удивительно было все это наблюдать, будто с русскую сказку попали.
Все цитаты в статье взяты с сайта староверов.
Еще о Рогожской слободе можно почитать на плакатах, вывешенных на ее территории:
Спустя год после публикации этой статьи мы побывали в старообрядческом монастыре другого согласия — федосеевского. Вот мой рассказ о нем: