Мастер Фунакоши оставил для нас 20 наставлений. Часть из них он, видимо, перенял от своих первых учителей, мастеров Адзато и Итосу, а другую часть от различных мастеров Кен-Дзюцу (Ken-Jutsu), которые также оставляли наставления своим ученикам. Донн Дрегер привел их примеры в своей книге "Современные Бу-Дзюцу и Бу-До" ("Modern Bu-Jutsu and Bu-Do"). Многие историки исследовали духовную основу наставлений мастера Фунакоши. Он верил в Каратэ-До в стиле высказываний дзэнского монаха, мастера меча Такуана Сохо (Takuan, 1573-1646): «Законы Будды отражены во всём, в том числе и в мирской жизни, поэтому не зря прожить жизнь можно только следуя Пути (До)». Как вспоминал мастер Цутому Ошима: «Мастер Фунакоши не был человеком, способным дать всему метафизические объяснения. Он был очень практичен и следовал учению Конфуция, который никогда не объяснял великих тайн и не рассуждал о духовных проблемах.». Но всё же, эти наставления дают нам более глубокое понимание Каратэ-До, его социальных и моральных основ, технических принципов и методов, а также возможности использования знаний, полученных с помощью Каратэ, в повседневной жизни. Таким образом, они достаточно конкретны и полны, и, кроме того, они дают нам лучшее понимание философии Каратэ-До мастера Фунакоши.
Каратэ-До-Ньюмон: «Если, заглянув в себя, я пойму, что не прав, то разве смогу я преодолеть противника, как бы ничтожен он не был? Если же я пойму, что прав, то не побоюсь выйти один против тысячи, десяти тысяч.
Человек достойный должен сохранять благородство и никогда не угрожать, приближаться, но не перебегать, убивать, но не унижать; ни малейшего признака недостойного поведения не должен он обнаруживать; даже малейшую свою ошибку он должен стремиться исправить, чтобы не в чем было его упрекнуть. В этом проявляется его сила духа.
Человек достойный должен обладать великодушием и сильной волей. Тяжела ответственность, лежащая на нем, и долог его путь. Пусть благородство сопровождает его всю жизнь.
Заурядный человек, подвергшись насмешке, выхватит меч, и будет драться, рискуя жизнью. Но это не означает, что он отважен. Человек благородный не теряет присутствие духа, даже столкнувшись с неожиданной опасностью, не впадает в ярость, оказавшись в иной ситуации, нежели ему хотелось бы. Это происходит от того, что у него великое сердце и цель его высока.*
Победить других очень легко, победить себя очень трудно. Побеждая других, вы множите своих врагов. Работая над собой, становясь лучше, неся добро и любовь людям, вы создаете себе друзей, и нет лучше победы, чем эта. Выбирайте трудный путь.
В Каратэ-До существует восемь основных заповедей:
Дух един с Небом и Землей. (Му-Шин и Фудо-Шин)
Путь сочетает в себе твердость и мягкость. (Какиэ)
Мастерство приходит с постижением Пути. (Шу-Ха-Ри)
Действовать следует в соответствии со временем и ритмом всеобщих перемен. (Мучими)
Правильная дистанция - это продвижение и отступление, встреча и отход. (Ма-ай)
Дыхание, кровообращение, обмен веществ должны сменяться, как Солнце и Луна. (Тандэн)
Уши улавливают все звуки. (Дзан-Шин)
Глаза видят малейшее изменение. (Дзан-Шин)».
*Это очень интересная тема. На самом деле безумие очень похоже на решительность - в обоих случаях человек бросается в бой не на жизнь, а на смерть. Но в первом случае решительность это проявление необдуманности, неподготовленности. Во втором - холодная уверенность в своих силах, готовность применить все свои навыки и знания.
Перевод ЕLF, редакция Е.Степиной.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы ПОСЛЕ отмены режима самоизоляции и карантина.