Гостиница «Националь». Резные фасады и Абрамцевская керамика, ренессанс и модерн в шаге от Кремля

109 прочитали

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.

Эту историю я уже анонсировал здесь, сегодня же покажу её полную версию.

Если Метрополь строился по личному заказу мецената и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова, став, собственно, последним его проектом, то возведение Националя обеспечивала масштабная строительная организация.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.

И очень много слухов ходило о том, что его проект – ответный шаг в конкурентной борьбе за звание самого прогрессивного отеля в центре тогдашней Москвы.

Впрочем, обо всем по порядку.

Обязательно дочитайте статью до конца и не поскупитесь на лайк, комментарий и репост, чтобы еще больше людей смогло увидеть мой рассказ и что-то новое узнать о родном городе.

Отсчет этой истории начался в 1900 году, когда Варваринское акционерное общество домовладельцев – одна из первых московских компаний, что специализировалась сугубо на строительстве недвижимости, выкупила располагавшийся на этом месте трактир под названием «Балаклава».

То было время, когда окрестности Театральной площади активно развивались, и иметь здесь собственность было престижно и очень выгодно.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.-2

Трактир был довольно молодой, выстроенный в середине 1890-х по проекту мастера эклектики Леонтия Николаевича Бенуа родом из Петергофа, хоть и потомка старинной дворянской французской фамилии.

Но трактир это всего лишь трактир, амбиции же руководства Варваринского общества простирались куда как дальше. В их планах было…

…Создать максимально фешенебельное доходное место

Проект капитальной перестройки учредители поручили архитектору Александру Васильевичу Иванову, который, собственно, уже построил для них не одно здание.

Задумка предпринимателям удалась. Новая гостиница и впрямь стала одной из самых престижных и фешенебельных в Москве. В стиле модерн, с декором, явно напоминавшем о неоренессансе и неоклассицизме.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.-3

И декор был поистине роскошен.

Фасады из природного камня, облицованные плиткой и украшенные лепниной, смотрелись словно выточенные из единой породы – пышно, ярко, но притом гармонично: убери одну деталь или добавь что-то – и потеряешь целостность образа (9 фото).

На угловом аттике разместилось монументальное майоликовое панно «Аполлон и музы» авторства Сергея Чехонина и Александра Головина – тех самых, что создали картины, украсившие «Метрополь». И было оно точно также произведено на Абрамцевском керамическом заводе Саввы Мамонтова.

Такой интересный парадокс: заказать украшение для своей гостиницы у собственного конкурента, несомненно тем самым показав, что он – лучший производитель.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

К большому сожалению, уникальная мозаика не сохранилась, в 1918 году вынужденно уступив свое место индустриальной картине Федора Ивановича Рерберга.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.-6

На имеющихся старинных фотографиях гостиницы первоначальное панно присутствует, но рассмотреть его почти невозможно. Выглядеть же «Аполлон и музы» могли вот так.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

О том же, кто победил в негласном архитектурном соревновании, возможно, спорят до сих пор. Ведь до сих пор ни одному из этих двух поистине великолепных отелей так и не была отдана пальма первенства.

(12 фото)

Первые постояльцы заселились в Националь в первый день 1903 года. А за три дня до этого…

…29 декабря 1902-го состоялось торжественное открытие

Здание имело 160 роскошных номеров с потрясающими интерьерами и было выполнено с использованием самых передовых материалов и технологий.

На двух первых этажах разместились рестораны и магазины, в том числе книжный магазин Якова Петровича Мескина, меховой салон братьев Петуховых, чайный магазин одного из братьев Перловых (7 фото).

Среди постояльцев новой гостиницы бывали дядя Императора Николая Второго великий князь Александр Михайлович, которого в семье Романовых звали Сандро, французский писатель Анри Барбюс, русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин, оперный певец Федор Иванович Шаляпин, прима Мариинского театра Анна Павлова, композиторы Сергей Сергеевич Прокофьев и Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Причем большинство из них не просто останавливались в отеле переночевать, а жили здесь подолгу, как в доходном доме.

(12 фото)

В 1917 году в «Националь» приезжал американский журналист и основатель Компартии США Джон Рид. А прославленный британский писатель Герберт Уэллс бывал здесь как до революции (в 1914-м), так и после (в 1934-м).

Владели гостиницей сообща учредители Варваринского акционерного общества гласный Московской городской думы, предприниматель и меценат Семен Васильевич Лепешкин и купец, общественный деятель, потомственный почетный гражданин Александр Иванович Шамшин, а также родственник еще одного соучредителя Общества Николай Вильгельминович Шлезингер.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.-11

К слову сказать, дедушку первого, текстильного короля Семена Лонгиновича Лепешкина, благотворителя и храмосоздателя, я уже упоминал в одной из своих историй.

Когда к власти в стране пришли большевики, гостиницу, разумеется, национализировали и устроили в ней…

…1-й Дом Советов

Здесь поселились Владимир Ильич с Надеждой Константиновной, а вместе с ними и Мария Ильинична Ульянова, которую дома в детстве ласково называли Маняшей; Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, Феликс Эдмундович Дзержинский, Яков Михайлович Свердлов, Лев Давидович Троцкий и многие другие революционеры и революционерки.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.-12

В тридцатых годах гостиница вновь вернулась в эти стены. Правда, теперь она больше специализировалась на иностранных туристах. А в 1970-х открылось экскурсионное бюро «Интурист».

В 1985–1995 годах здесь прошла обширная реставрация, в течение которой «Националь» был закрыт для посетителей. Заведовали работами архитекторы Ежи Сурвилло и Е. Б. Хоффельнер, сотрудники австрийской компании «Рогнер» при участии российского «Роспроект-2».

Само же здание включено в список охраняемых государством объектов.

Три недели назад я рассказывал о гостинице «Метрополь», что расположилась на краю Театральной площади. А нынешняя статья будет еще об одном отеле, сравнительно недавно отметившем столетний юбилей.-13

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!