Найти тему
Клуб «Валдай»

Структурная конфронтация: почему конфликт России и США переживёт украинский кризис

Необходимо рассматривать российско-американское противостояние как долгосрочную конфронтацию. Она будет сохраняться даже после того, как Соединённые Штаты осознают, что Украина как инструмент потеряла значение. Тогда США перенесут центр антироссийской активности в другую страну, которая, подобно Украине, будет готова собой пожертвовать и выступить в авангарде борьбы с Россией, полагает Андрей Сушенцов, программный директор клуба «Валдай».

Стремление Соединённых Штатов доминировать и их отказ воспринять другие страны как равные себе, готовые и способные к равновесной ответственности за мир и стабильность – краткий ответ на вопрос, почему отношения Москвы и Вашингтона не могут выйти из фазы кризиса. Это приводит к тому, что у США появляются те же сложности в отношениях с Китаем, Индией, Турцией и отдельными собственными союзниками.

Российское и китайское видение предполагает, что мир является продуктом компромисса между крупными центрами силы, и без их встречной договорённости друг с другом, без равенства, взаимного уважения, готовности признавать интересы друг друга, придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела мир невозможен. США считают, что мир – это детерминированная данность и для его поддержания не нужно прилагать особых усилий. Так рождаются парадоксальные решения: чем больше оружия, тем больше мира. В силу того, что мы по-разному смотрим на условия стабильности в мире, мы не можем найти общий язык. Запад пока не готов стать просто одним из «атлантов, удерживающих небо». Он по-прежнему считает, что должен быть главным.

© Reuters
© Reuters

Возможны ли изменения в отношениях между Москвой и Вашингтоном при смене администрации в США? Могу предположить, что это не окажет существенного влияния на американскую линию в отношении России. Полезно смотреть на американскую политику как на независимый фактор в нашем планировании – необходимо исходить из того, что элиты США не являются собеседниками, на которых можно положиться. Вашингтон в большинстве случаев будет действовать враждебно России, в отдельных случаях – ситуативно-оппортунистически, привлекая Москву к какому-то типу взаимодействия – разумеется, в пользу своих интересов.

Между Россией и США по-прежнему пролегает парадигмальная дистанция в понимании того, каким должен быть мир в XX веке. Американские эксперты проводят мысль о том, что Россия является частью Запада и неизбежно по итогам этого кризиса окажется в западном лагере, а её оппонентом станет Китай. Этот набор парадоксальных идей присутствует в американском нарративе с начала 1990-х годов.

Американцы уверяют себя в том, что у России больше нет альтернатив, поэтому она примет любое предложение Соединённых Штатов.

В силу того, что США по-прежнему являются главным мировым эмиссионным центром и на среднесрочную перспективу доллар останется ключевой мировой валютой, Соединённые Штаты будут значимой страной. А от их бурлящей внутриполитической жизни в мире многое зависит.

В отношении Украины американцы размышляют в категориях инвестиционного банкинга и напрямую говорят о том, что Украина – довольно дешёвый инструмент, который будет осуществлять две цели: ослабление России и подавление любых голосов в Европе, которые призывают к стратегической автономии от Соединённых Штатов.

На протяжении последних двух лет Соединённые Штаты считали, что этот способ мобилизации довольно дёшев. Действительно, были дезорганизованы российско-европейские связи, уничтожен магистральный газопровод, который соединяет российскую и европейскую энергосистемы, происходит милитаризация Восточной Европы, получен импульс для военно-промышленного комплекса США, экономическая активность из Европы перетекает на территорию Соединённых Штатов. Американская экономика приобрела в результате этого кризиса, тогда как европейская экономика, наоборот, многое потеряла.

В чём заключаются цели США в рамках украинского кризиса? Им нужна ослабленная Россия, потерявшая контроль над транспортными, материальными, экономическими, энергетическими и любыми другими ресурсами, которые содержит её большое евразийское пространство. США намерены выбить Россию из первой пятёрки мировых держав, сделать её стратегически второстепенной.

Однако США постепенно приходят к мысли о том, что Украина как инструмент сдерживания России перестаёт быть дешёвым ресурсом – собственные украинские военные, материальные и человеческие ресурсы близки к исчерпанию, поддержание жизнеспособности украинского государства выходит для США и ЕС всё дороже.

Все относительные преимущества США получили в первый год конфликта, а издержки по поддержанию интенсивности конфликта начинают возрастать – баланс выгод и издержек для США постепенно склоняется в сторону последних.

США довольно долго смотрели на Россию как на уходящий стратегический актив. Они ждали момента, когда страна покинет первую пятёрку ведущих стран, чтобы заняться Китаем. Почему США отказались от переговоров с Москвой в конце 2021 года, подтолкнули Украину к военной развязке кризиса, потом запретили ей вести переговоры с Россией? Они полагали, что быстрая победа над Россией достижима, что 52 стран, которые США собрали в коалицию вокруг Украины, их материальных ресурсов, арсеналов, разведывательных средств, спутниковой группировки, поставок оружия, политико-информационной и любой другой поддержки будет достаточно для того, чтобы нанести поражение нашей стране. Страны Запада недостаточно разумно оценили российский потенциал и потенциал собственной коалиции, так как заявленные краткосрочные цели оказались недостижимы. Они считают, что страна, экономика которой составляет 3 процента мирового ВВП, не может в одиночку воевать против всей большой коалиции. Но если у западных стран 65–80 процентов ВВП составляет сектор услуг, а не тяжёлая промышленность и сферы, связанные с вооружением, то возникает ситуация, в которой одна Россия производит артиллерийских снарядов больше, чем все государства Запада. Это парадокс, который США не учли.

Необходимо рассматривать российско-американское противостояние как долгосрочную конфронтацию. Она будет сохраняться даже после того, как Соединённые Штаты осознают, что Украина как инструмент потеряла значение. В результате США перенесут центр антироссийской активности в другую страну, которая, подобно Украине, будет готова собой пожертвовать и выступить в авангарде борьбы с Россией. США не перестанут быть стратегически значимой для нас величиной, и потому мы не можем себе позволить не учитывать её в своём планировании. Нужно смотреть на Соединённые Штаты как на постоянную угрозу и готовиться к тому, что наше противостояние будет долгим.

#ВозвращениеДипломатии #США #Россия #конфронтация #миропорядок

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

СВО
1,21 млн интересуются