Найти тему
Пригодится

Геймификация. Вот оно, спасение

Оглавление
Титульная иллюстрация к статье Олега Лубского про геймификацию | © автор коллажа Олег Лубски 2024
Титульная иллюстрация к статье Олега Лубского про геймификацию | © автор коллажа Олег Лубски 2024

Вы слышали такой термин "геймификация" в русском языке?

Первым делом пытливый ум выстраивает простейшие или лежащие на поверхности ассоциации. Так и всплывают в сознании подобия (синонимы), или связанные с окончанием — "-фикация", или с началом — "гейм-". У меня лично всплывает в первую очередь такой (я не застал реализацию самого плана, но его школьную пропаганду — ДА):

электрификация.

Если коротко, это что-то связанное с планом ГОЭЛРО. Смотрите материалы про первые пятилетки в СССР.

Из времен здесь и сейчас всем нам близко такое слово:

тарификация.

Если вам сейчас интересно, что такое геймификация, читайте мою статью дальше.

Сначала разберёмся, что такое геймификация.

ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА

Геймификация как слово и термин пришло в русский язык из английского; образовано от "gamification" по правилу, когда корневое слово (game) просто транскрибируется/транслитерируется, а суффикс -ification конвертируется в -фикацию. От корневого слова, кстати, которое переводится с английского на русский как "игра", возникла и вариация такая: игрофикация. И ещё один есть вариант, применяемый редко, вероятно, из-за его неблагозвучности: геймизация. По смыслу/сути геймификация есть применение в прикладном программно-аппаратном обеспечении, на веб-сайтах и в сетевых технологиях техник и подходов, характерных для компьютерных игр с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение деловых задач, а также в приобретение/использование продуктов и услуг. Как термин слово «геймификация» родилось в 2002-м году в Великобритании, когда придумавший его человек (про него - отдельной справкой далее) разрабатывал игровой пользовательский интерфейс для коммерческих электронных устройств (банкоматов, торговых автоматов, мобильных телефонов и т. д.). Британец, увидев полезность и перспективность игровой механики как будущего инструмента для бизнеса и промышленности, фактически предрёк всемирную популярность геймификации. Следуя го ожиданиям, из спящего режима в режим широкого распространения термин ворвался, начиная со 2-й половины 2010-х годов.

СПРАВКА.

Изобретатель, программист и гейм-дизайнер британского происхождения Ник Пеллинг (Nick Pelling) считается первым, кто ввёл термин «геймификация» в публичный оборот. Произошло эо словесное изобретение в период, когда ему прилетел заказ создать игру, похожую на пользовательский интерфейс для торговых автоматов и банкоматов. Как гейм-дизайнер наиболее известен созданием игры Frak, это уже бородатый в понятиях гейм-индустрии 1984-й год.

Пеллинг увидел потенциал и практичность внутриигровой механики как инструмента для промышленности и бизнеса. Поэтому он решил применить свои знания об играх в другом месте.

В наши дни геймификация распространилась практически повсеместно, в плане и географии, и применений, и превратилась в мощный социальный и маркетинговый инструмент. Но в чём смысл геймификации?

В англоязычном мире, тем кто владеет английским или умеет пользоваться автоматическими переводчиками, я бы посоветовал поискать материал эксперта по имени-фамилии Манар Садку (Manar Sadkou). Он многое знает про геймификацию.


Основные задачи геймификации:

  • обеспечение получения постоянной, измеримой обратной связи с пользователем;
  • обеспечение динамичной корректировки пользовательского поведения и, как следствие, быстрого освоения всех функциональных возможностей приложений и поэтапного погружения пользователя в более тонкие моменты.
  • создание легенд, историй, снабжённых драматическими приёмами, которые сопровождают процессы использования приложений (способствование созданию у пользователей ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению каких-либо вымышленных целей).
  • обеспечение развития эксплуатационных результатов при сохранении пользовательской вовлечённости (тут применяется поэтапное изменение и усложнение целей и задач по мере приобретения пользователями новых навыков и компетенций) .


Основные аспекты геймификации:

  • динамика — использование сценариев, требующих внимания пользователя и его реакции в реальном времени;
  • механика — использование сценарных элементов, характерных для геймплея: виртуальные награды и товары, статусы, очки (мою статью про ГЕЙМПЛЕЙ читайте здесь);
  • эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости пользователя;
  • социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр.

Для создателей и пользователей - термины, используемые в геймифицированном ПО (программном обеспечении):

  • игроки (в англоязычном варианте — players) — потребители и потенциальные потребители;
  • действия (в англоязычном варианте — actions) — реакции, которые нужны от пользователя;
  • уровни мастерства (в англоязычном варианте — levels) — распределение пользователей по уровням достижения результатов (например, до уровня лидера среди других игроков);
  • мотивация (в англоязычном варианте — motivation) — создание побуждений к действиям, реакциям.

Среди игровых компонентов, применяемых при геймификации:

  • подсчёт очков,
  • введение уровней сложности и мастерства, достижений,
  • внедрение рейтинговых таблиц, индикаторов выполнения, виртуальных валют,
  • организация соревнований между участниками,
  • назначение и вручение наград.

И хотя геймификация сегодня проникла во многие виды индустрий и варианты применений, прежде всего, геймификация — мощный инструмент в электронном маркетинге и в образовании.

И в маркетинге, и в образовании (особенно дистанционном), именно геймификация решает задачи побуждения пользователей к привыканию и помогает популяризировать различные кампании (в том числе и программы лояльности).

Мой канал в Телеграм: @lubskeenterprise

Lubske Enterprise

---***---

#геймификация #игрофикация #геймизация #игроваяиндустрия #эксперт #экспертиза #олеглубски #oleglubske #нуженавтор #медиарынок #медиаиндустрия #шоубиз