На Netflix вышла очередная (а точнее третья по счету) экранизация психологического триллера Патриции Хайсмит "Талантливый Мистер Рипли". Есть ли кто-то, кто не видел как одноименный фильм с молодыми Мэттом Дэймоном, Джудом Лоу и Гвинет Пелтроу?
Конечно зрители помнят свежую красоту главных героев, богатую и яркую палитру цветов средиземного моря и итальянских пейзажей. Олд мани, золотая молодежь, переливающаяся и искрящаяся как пузырьки шампанского жизнь, которая так манила юного авантюриста Томаса Рипли. В этой экранизации 1999 года Рипли кажется юным мальчиком, запутавшимся, не понимающим своих чувств и желаний. Оступившимся, даже местами трогательным, вызывающим сочувствие. Даже его преступная деятельность кажется какой-то формой защиты.
Netflix увидел Рипли совсем другим. И на мой взгляд, в сериале 2024 года психологизма больше.
Стивен Зеллиан, режиссер сериала, открывает нам другого Рипли, в исполнении Эндрю Скотта.Мне кажется, что Зеллиан намеренно выбрал на роль Рипли 47 летнего актера -чтобы окончательно истребить образ юного, оступившегося мальчика. Рипли в исполнении Скотта не наивный птенчик. Он хладнокровный психопат и манипулятор.
По сюжету мошенник Рипли, перебивающийся от заработка к заработку, получает неожиданное предложение. Влиятельный магнат принимает его за друга своего сына Дикки. И просит молодого человека поехать в Италию, куда удрал легкомысленный отпрыск, и уговорить Дикки вернутся в Америку. Рипли с радостью принимает предложение, но найдя Дикки, вдруг начинает испытывать огромное желание занять его место под солнцем.
Рипли настоящий нарцисс. Почему он стал таким? У разных режиссеров разные версии:) Так у Зеллиана нет подробного анализа, отсылок к детству главного героя. За исключением момента, когда Рипли пишет письма ненавистной тетушке, которая, вероятно была к нему чрезвычайно требовательна. Возможно, этот мальчик недополучил в детстве родительской любви. Он представляет свою тетку сидящей в кресле у дантиста, беззащитной с открытым ртом и приближающимся жужжащим бором.
Так в лице Рипли расцвел настоящий нарцисс, с зияющей дырой в душе, готовый поглотить личность другого человека, его друзей, привилегии, жизни. С вечным голодом, который невозможно утолить. Зрителю становится не по себе от сцен, в которых Том перед зеркалом перевоплощается в Дикки - репетирует его голос, манеры. Тренируется убедительно разговаривать от его имени. Как будто залезает под кожу, пытается завернуться в чужую личину.
Я не стану подробно пересказывать сюжет, скорее всего он вам знаком. Хочу остановится на моментах, которые делают этот сериал шедевральным.
1. Ч/Б.
Первый вопрос, который возник у меня в начале просмотра первой серии: ну как, каааааак скажите мне на милость, можно снимать черно-белый сериал об Италии? Как смотреть на переливающиеся волны средиземного моря и пейзажи Неаполя, если ты не различаешь цвета? Нет ничего чувственного, гедонистического. Только 50 оттенков черного и белого...А может быть это и есть секрет взрывной популярности сериала? Может, именно этот режиссерский прием наполняет сюжет иными смыслами, оттеняет главное. В любом случае, на мой взгляд, делает эту экранизацию самой мрачной и драматичной среди всех предыдущих.
Ч/Б придает Италии элегантности и какой-то утончённости.Просматривая серию за серией ты начинаешь понимать, почему режиссер выбрал этот прием.
2. Караваджо
Чувствуя себя никем, Рипли страстно желает вобрать в себя личность Дикки Гринлифа. Такое желание может показаться зрителям сексуализированным. ("Это же Нетфликс, тут обязательно должны быть представители ЛГБТ*". Так да не так. Действительно в сериале есть трансгендер, но это не главный герой). Но это другая история.
Дикки увлечен творчеством итальянского художника Караваджо.Он небрежно коллекционирует работы итальянских художников 16-17 века и даже сам пытается писать картины. Он то и обращает внимание Рипли на Караваджо.А Рипли жаждет забрать личность Дикки, сожрать со всеми потрохами, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. И он становится одержим Караваджо. Рипли ходит посмотреть на картины автора, затем покупает себе красочный и дорогой альбом с репродукциями художника. И наконец выбирает для жилья дом в котором жил (или Рипли это себе придумал) этот итальянский художник. Там где Дикки увлечен, Рипли -одержим.
Картины Караваджо шокируют своей жестокостью. (Он и сам был человеком жестоким и вспыльчивым, склонным к насилию). А еще художник всегда подробно и сверхреалистично изображал человеческое тело. Именно гениальные приемы Караваджо в работе со светом и тенью подсказывают Рипли, (разглядывающему картину "Признание апостола Матфея") как обвести вокруг пальца итальянского сыщика. Он просто выключает свет и переодевается.
Картина Караваджо "Семь деяний милосердия" появляется в серии, где Дикки помогает обворованной девушке - именно проявляя милосердие.
После того, как Рипли хрустальной пепельницей пробивает голову Фредди Майлзу (оцените черный юмор режиссера - эта пепельница еще не раз появится в кадре), он ассоциирует себя с героями картины "Давид с головой Голиафа". На картине у Давида и Голиафа лица Караваджо. Как будто убийца и жертва - одно и то же лицо? Именно так себя ощущает Рипли - жертвой, которая должна должна убить, чтобы спасти себя?
В восьмой серии когда герою нужно уничтожить личность Дики Гринлифа на случай, если он потеряет свою собственную, Рипли снова анализирует картину итальянского художника, на этот раз "Жертвоприношение Исаака".
Кстати в книге у Патриции Хайсмит линии Караваджо нет.
3. Возраст главных героев
В романе Рипли около 25 лет. Естественно Дикки и Мардж ненамного его старше. В экранизации с Джудом Лоу, повторюсь, герои молоды и свежи. Рипли -стесняющийся своей бедности паренек, рыба-прилипала. Дикки - золотая рыбка, скучающий выпускник престижного университета. В сериале 2024 эти герои гораздо старше, даже визуально. И это тоже неспроста. Посмотрите, как сразу меняются смыслы и Дикки уже не молодой мажор-красавчик, а довольно таки потрепанный, я бы даже сказала, рыхлый прожигатель жизни, который пытается писать картины.
Мардж - не трогательная влюбленная девушка,а инфантильная женщина, в которой трудно увидеть любовь к Дикки, но зато легко увидеть ущемленное Эго. Позже она расцветает от внимания, которое получает от местной элиты, как бывшая подружка пропавшего Дикки. Явно замешанного, по мнению других таких же прожигателей жизни, в убийстве человека. мардж купается во внимании:"Да, я страдаю. Да, мы были так близки. Я пишу об этом книгу" лучезарно улыбается и щебечет Мардж на светском приеме.Книга Мардж - попытка удовлетворить ненасытное эго.
Увидев, как изменился Том, какими богатствами он себя окружил и какими категориями стал мыслить, Мардж и на него начинает смотреть с интересом. И если в экранизации 1999 года зритель верить в нежные чувства Мардж к Дикки, то глядя на сериальную Мардж (отекающую от постоянных пьянок и томящуюся от безделья), мы ей не верим.
Зрелый, хитрый психопат Рипли совсем не сожалеет о своих преступлениях. Он сумел просчитать и эффектно подать окружающим свою версию того, что произошло с Дикки.
В начале сериала Том обращает внимание на кольцо Дикки. Это кольцо парню подарил отец на 21 день рождения и оно имеет для Гринлифа особое значение. И для Тома это кольцо сразу приобретает важность. Это символ, завладеть кольцом значит завладеть личностью Дикки. В конце сериала отец Дикки вручает это самое кольцо Тому,в знак благодарности. И это момент триумфа нарциссизма Тома - он полностью поглотил жизнь человека, которым был одержим.
Рекомендую смотреть сериал как новое прочтение. Потому что он красив и психологичен.
Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Если вам понравился/не понравился фильм и/или сериал - напишите тоже. С удовольствием почитаю.
* ЛГБТ — движение, деятельность которого признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Автор: Косова Екатерина Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru