Найти тему

12. Прошлое не кончается никогда

Она испугалась: а если об этом узнает он? Если обидится? А что тогда делать ей? На глазах выступили слезы. Мать поспешила успокоить ее:

- Не расстраивайся, доча! Какие твои годы! Да и замуж тебе еще рано! Еще найдешь другого, получше, чем этот Космачев.

- Я не хочу другого! Я люблю его! – тихо проговорила Настя.

- Как полюбила, так и разлюбишь! – не успокаивался отец. – И все! Разговор окончен!

Он ушел в кухню, загремел посудой. Мать подошла к дочке, усадила ее на диван, села с ней рядом.

- Настюша, не плачь! Скажи ему, что ты пока не готова выйти замуж, что нужно годик подождать... Если любит, то подождет. Тебе ж только что исполнилось восемнадцать.

Настя залилась слезами: не может она «годик подождать»! Неужели придется сказать им, что выходить замуж ей нужно именно сейчас, пока еще незаметно ее положение?

- И что ты в нем нашла? – продолжил отец, вернувшись из кухни.- Ни росту, ни физиономии, ну, сказала бы, что должность занимает приличную – так нет! Обыкновенный шахтер!

Ну как объяснить отцу, что любит она его давно, можно сказать, с детства? Настя залилась слезами, убежала в свою комнату. Отец прошелся по комнате.

- Это ты виновата! Сидишь дома, а не знаешь, с кем дочка водится!

- Здрасте! – откликнулась мать. – Мне что – ходить за ней нужно было?

- Не знаю! Но почему я узнаю про это, когда она уже замуж собралась?

- Сеня, - осторожно начала мать, - я ведь тоже замуж шла не за директора шахты, а за тебя! Вспомни, как тебя моя мать не хотела! А потом ты стал любимым зятем! Разве мы плохо живем? Главное – чтоб любили и уважали друг друга. А кем он работает – ну кто-то ж должен и в шахте работать.

- А! – махнул рукой Семен.- Что с тобой разговаривать!

Мать осторожно вошла в комнату дочери, подошла к ней, стоявшей у окна.

- Не плачь! Уговорим отца. А что – так уж любишь?

Настя кивнула, положила голову на грудь матери, затихла. Сейчас бы все рассказать ей, но страшно!

Мать погладила ее по голове, проговорила:

- Ложись, как говорится – утро вечера мудренее! Завтра, глядишь, отец мягче станет. Я уговорю его!

Настя кивнула, стала готовиться спать.

- А когда он сватов засылать будет? Не говорил? – спросила мать, почти выйдя из комнаты.

- Нет, не говорил, - ответила Настя, всхлипнув.

Мать, вздохнув, закрыла дверь. Выросла дочка, а она и не заметила. Нет, видела, конечно, что растет, красавицей становится, но не думала, что так скоро она захочет выпорхнуть из гнезда. Сыновья женились, как только из армии вернулись. Невестки обе с образованием, уже внуков родили: старшая дочку, младшая – сына.

Ну, ничего! И у Насти все будет хорошо! Конечно, ребенком обзаводиться ей еще рано, а там как Бог даст!

Валентина вздохнула, вышла к мужу. Тот стоял перед открытой форточкой, курил.

- Ну что, отец, спать будем или как?

Тот обернулся, обхватил ее за талию:

- Сначала «или как», а потом спать!

Валентина смущенно отмахнулась, пошла в ванную. Она до сих пор любила Семена, хотя и правда, мать не хотела отдавать ее за него. Даст Бог, и у дочки все сложится!

Ночью, когда Семен уже собрался спать, Валентина начала разговор о дочке:

- Сеня, а может, пусть идет Настюша за этого Вовку? Любит она его, а что главное в семье? Любовь –ты ж не будешь спорить? Мы вот с тобой сколько живем? Уже скоро тридцать лет, а любовь-то никуда не делась! Или у тебя по-другому?

Валентина поднялась на локоть, взглянула в лицо мужу.

- Смотри мне! – с нарочитой строгостью произнесла она. – Я сразу все узнаю!

- Ладно тебе! – отмахнулся Семен. – Спи! А про Космача этого и слушать не хочу!

- Так ведь ей замуж не за отца идти! Сеня, надо подумать!

- Спи, думальщица!

Он отвернулся к стене и вскоре захрапел. А Валентина долго еще не спала, думала о дочке, вспоминала свое...

... Семен из армии пришел в пятьдесят первом, когда она заканчивала десятый класс. Ей уже было восемнадцать – война не дала вовремя закончить школу, после третьего класса год не училась. Отец ее умер два года назад – военные раны не дали пожить подольше, болел все время, как с фронта пришел. Жила Валентина с матерью и младшей сестрой. После его смерти Валентина собралась пойти в техникум, но мать сказала, что отец хотел, чтобы она окончила десятилетку и поступила в институт, и нарушать его слово она не позволит. Но в институт Валентина не поступила: матери было трудно тянуть двоих на зарплату школьной уборщицы да на пенсию за отца, и Валентина пошла работать на молокозавод в лабораторию, пообещав матери, что будет учиться заочно. Там и увидел ее Семен, когда привез молоко с фермы из соседнего села. А вечером приехал с цветами...

Мать не хотела отдавать ее замуж: простой шофер, да еще деревенский. Хотела для дочки чего-то получше. Но она уперлась: люблю его и никого больше не хочу! Пришлось уступить.

Свадьбу сыграли в пятьдесят втором. Скоро молодые переехали в город, Семен пошел работать на шахту, квартиру получил. Однако тещу не забывал, каждую неделю приходил, помогал, что надо по дому, и, наконец, сердце тещи смягчилось. Смирилась она и с тем, что дочка не стала учиться - детей стала рожать, и что зять не выбился в начальники. Первого сына она родила в пятьдесят четвертом, второго – в пятьдесят седьмом, а дочку – в шестидесятом. А на работу Семен не отпустил – семья большая, нужно дома управляться...

Сыновья женились – все как будто так и надо было, а вот когда дочка собралась, Семен воспротивился.

Уснула Валентина не скоро, но проснулась как обычно – нужно завтрак готовить. За много лет привыкла в одно и то же время вставать. Быстро прошла в кухню, поставила чайник. Потом пошла будить мужа и дочку.

Настя молча позавтракала, поблагодарила мать и ушла в комнату собираться на работу. Семен тоже ел молча, сосредоточенно, потом поцеловал жену в щеку и ушел.

Вечером Настя встретилась с Вовкой, но, конечно, о реакции отца не сказала. Когда он провожал ее, сказал, что в воскресенье придут отец с матерью, чтобы все было как надо:

- Мать сказала: без сватовства нельзя! Может отец не отдаст ее за тебя! А я думаю, почему это не отдаст, тем более, что ребенок у нас будет.

Настя похолодела: не хватало еще, чтобы во время сватовства отец узнал о ребенке!

Продолжение