Автор — Шарлотта Кройцбергер (Charlotte Kreutzberger)
Перевод, комментарии и иллюстрации — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
На западной стороне, примыкавшей к Кёнигсбергерштрассе так называемой «Французской Площади», находилось большое здание (№11), принадлежавшее владельцу типографии Августу Канделю (August Quandel). Фасадом на Альтер Маркт выходил текстильный магазин Шахиана и Симона (Schachian & Simon); после 1933 года сюда въехала фирма Пето, Эннулат и Компания (Petaux, Ennulat & Co). В течение многих лет между этим текстильным магазином и угловым домом у Линденштрассе находился небольшой цветочный магазин.
В здании с фронтоном, на углу Линденштрассе (№10), в магазине Гутовски (C.R. Gutowski), чьим владельцем был господин Манлейтнер (Manleitner), можно было приобрести продукты и деликатесы. Этой компании также принадлежала рюмочная (Gutowskis Wein= und Bierstuben) и подъезд со стороны Линденштрассе.
Очень красивое старинное здание на углу Генеральштрассе (дом №9) приютило в своих стенах «Красную аптеку». Рядом с ним (дом №8) находилась текстильная фирма, принадлежавшая сначала А. Арону (A. Aron), а позднее Кемпке и Компании (Kempka & Co). Между «Красной аптекой» и вышеупомянутой текстильной фирмой втиснулись небольшие фруктовый и цветочный магазинчики.
И вот мы подошли к отелю «Рейнишер Хоф» (Rheinischer Hof, дом №7), заслужившему самую высокую репутацию в нашем городе. О его первом владельце ходило множество всяких историй. Из Элтвилля, что в Рейнской области, он привёз на наш грубый восток очень юную девушку. Как рассказывали, в качестве своеобразного утешения, она привезла с собой свои куклы с которыми постоянно играла. Затем владельцы отеля весьма часто менялись. Последний из них, Вильгельм Напп (Wilhelm Napp), образцово вёл дело и укрепил славу заведения. Перед Первой мировой войной старшие офицеры любили останавливаться в «Рейнишер Хоф». Зачастую они устраивали небольшие концерты военных оркестров, что всегда вызывало большой интерес у горожан.
Ратуша (№6), благодаря своей значимости, выступала вперед из общего ряда домов на Альтер Маркт. За свою историю она пережила несколько реконструкций и два пожара. (Немного подробнее о ратуше и городской администрации Инстербурга)
Следующие два дома (№5 и №4) были куплены коммерсантом Францем Чиганом (Franz Czygan). Вскоре он снёс их и на освободившемся месте построил большой дом (№ 4/5), чьи два фронтона были обращены к Альтер Маркт. К ужасу инстербуржцев он устроил в нём настоящий современный кинотеатр. Но спустя некоторое время все успокоились и обнаружили, что наслаждаться киносеансом намного удобнее в мягких креслах, нежели на деревянных скамьях, как это было в других существующих тогда кинозалах. Затем на его месте открылся магазин модной обуви Малигсона (Maligsohn), а затем Кведнау и Сонненберга (Quednau & Sonnenberg). В этом же здании нашлось место и для часовщика и ювелира Ригеля (Rigel), а также парфюмерного и аптекарского магазина Роберта Готтвальда (Robert Gottwaldt). В последнем из этих магазинов я как-то делала серию фотографических работ. С двумя снимками из этой серии я приняла участие в международном фотоконкурсе. Темой служило какое-нибудь радостное событие. Мне удалось выиграть приз. И хотя я получила всего 20 марок выигрыша, мне выпала честь оказаться в числе призёров между египетским и английским конкурсантами. В те времена я была учителем в школе на Уланенштрассе. Когда мои коллеги узнали о моём успехе, они заявили: «Большего и желать нельзя!» Они поздравили меня и это стоило мне сифона пива, которым мы насладились на большой перемене. Как я уже говорила, дом о котором идёт речь, имел два фронтона с эркерами и окнами, и вписывался в общий стиль Альтер Маркт, чего нельзя сказать о следующих зданиях.
Магазины в соседнем доме (№3) своих владельцев меняли с молниеносной быстротой. Известный инстербургский врач, доктор Варштат (Warstat), владел здесь квартирой и занимался частной медицинской практикой.
Старомодный галантерейный магазин наследников Вогельройтера (Vogelreuter) размещался в следующем доме (№2), имевшем два этажа и обращенным своей длинной стороной к Альтер Маркт. На двух его этажах можно было приобрести различную галантерею, ручной инструмент, швейные и прачечные принадлежности. Помимо этого тут была стекольная мастерская и художественный салон Леманна (Lehmann. Леманну принадлежал также завод по производству асфальта и рубероида в южной части города — Е.С.). В 1940 году мой супруг, Фриц Кройцбергер, купил этот дом, желая снести его после войны и построить на его месте новое здание, в котором должны были разместиться наше кожевенное производство и спортивный магазин, находившийся тогда на Гинденбургштрассе. К сожалению из этого ничего не вышло. Между тем освободившиеся помещения два года использовались доктором Марией Расселл (Dr. Maria Russell) для её школы профессионального мастерства.
Возле «Имперского Угла» мы завершаем нашу прогулку по Альтер Маркт, не забывая при этом о большом универмаге Вильгельма Дауме на восточной стороне площади. Однако, сначала о самом «Имперском Угле» (Данный перекрёсток впоследствии стал известен как угол Така, в честь владельца обувного магазина в доме №1 — Е.С.). Господин Рейх (нем. Reich – Империя) — чьё имя было обыграно в названии перекрёстка — когда-то владел домом (№1) на углу Гинденбургштрассе и в нём занимался оптовой и розничной продажей скобяных изделий. Наряду с обувным магазином Така и Ки (Tack & Cie), а также парфюмерным магазином, чьим владельцем , кажется, был господин Далеймер (Dalheimer), там находилась одна, хоть и старомодная, но фешенебельная квартира. Мы жили в ней на протяжении восьми лет, прежде чем переехали на Ангераппские Высоты. Это была роскошная квартира. Её окна и балконы выходили на Альтер Маркт и Гинденбургштрассе. С них можно было наблюдать за всем, что происходило в центре города — свадебными кортежами у Лютеркирхи, маршами, парадами и другими торжествами. На углу Альтер Маркт летом стоял ларёк с мороженным, принадлежавший господину Гронау (Gronau), а также, круглогодично, газетный киоск.
Не стоит забывать и о «Rennbahn» (Ипподроме — Е.С.), месте встреч и променаде молодых инстербуржцев. Он начинался приблизительно от старой ратуши и проходил вдоль южной стороны Альтер Маркт, а затем вдоль Гинденбургштрассе, примерно до перекрёстка с Беловштрассе.
Общую картину Альтер Маркт завершал большой торговый дом Вильгельма Дауме (который относился уже к Гинденбургштрассе — Е.С.). На свободном пространстве между ним и Лютеркирхой незадолго до Второй мировой войны устраивался гончарный рынок, который, впрочем, постепенно терял своё значение.
Накануне Рождества, которое наша Альтер Маркт в большинстве случаев встречала в белом зимнем убранстве, перед ратушей ставили украшенную огнями ёлку. Позднее её ставили посреди площади между магазином скобяных изделий Фалтина (№22) и «Имперским Углом» (№1), так что её можно было видеть уже и с Гинденбургштрассе.
Долгие годы мы видели всё это и для нас это привычная картина. Непостижимо, что всё это теперь всего лишь воспоминания. Но это любимые воспоминания для каждого инстербуржца, которые мы не забудем никогда.
Автор — Шарлотта Кройцбергер (Charlotte Kreutzberger)
Перевод, комментарии и иллюстрации — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт