Автор – Отто Хаген (Otto Hagen)
Перевод, иллюстрации и комментарии – Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
Инстербург был городом военных, центром коневодства, спортивной молодёжи, изобразительного искусства, торговли, ремёсел и… первоклассного пива. Прекрасная система образования позволяла инстербуржцам проявлять себя в любой области, включая научную деятельность.
Однако до сих пор мы почти ничего не говорили о структуре городской администрации и о людях, обеспечивавших упорядоченное и бесперебойное функционирование городской общины. О том, какой она была в тридцатые и первой половине сороковых годов многие ещё помнят, но кто знает хоть что-нибудь о том, что она представляла собой до Первой мировой войны? Я постараюсь описать здесь период с 1912 по 1914 годы.
Свою работу в администрации я, ещё будучи совсем зелёным новичком, начал в 1911 году, а конкретно в центральной регистратуре, которая одновременно являлась приёмной обер-бургомистра и телефонной станцией. Туда вели все нити управления. Здесь находилась картотека, а также регистрировалась, контролировалась и упорядочивалась вся переписка.
Вся структура работала очень хорошо, а отдельные обязанности были чётко разграничены. Исключительным явлением было то, что в тот период разгорелся весьма неприятный скандал с подкупом, поднявший много пыли и имевший тяжёлые последствия для некоторых высокопоставленных чиновников и горожан.
В 1913 году Германию захлестнул великий национальный подъём. Технические новшества уже нашли свой путь в Инстербург. По улицам вовсю разъезжали автомобили, а над городом пролетел первый дирижабль. Всё указывало на дальнейшее продолжение мирного развития.
В то время городскую управу возглавлял обер-бургомистр доктор Густав Кирххофф, преемник блестящего Отто Корна. Доктор Кирххофф был добросовестным и скромным человеком, образцом настоящего пруссака. К сожалению, после начала войны в 1914 году он в ответственный час потерпел неудачу, так что его деятельность в Инстербурге на этом закончилась и о нём почти забыли. Незадолго до этого скончался бургомистр Крюгер, чьим преемником стал бывший городской советник Брейтшнайдер, чей пост, в свою очередь, занял асессор Лоэрцер.
Теперь бы мне хотелось прогуляться по старому зданию ратуши и навестить сотрудников тогдашней администрации на их рабочих местах. В то время в ряду административных зданий управы числились только само здание ратуши, а также её пристройка из красного кирпича по Ратхаусштрассе. Со стороны Альтер Маркт от главного входа вела парадная лестница. Этот вход обычно был закрыт и открывался только в особых случаях. Поэтому мы попадаем в ратушу через вход со стороны Ратхаусштрассе (во время более поздней реконструкции он был заделан). В прихожей висели стеклянные витрины с объявлениями, уведомлениями и прочей информацией. Справа в большом помещении находился адресный стол. В сухой и деловой манере, учитывая широкий фронт работ, там трудились господа Кеглер, Бучкат и Вовери.
По левую руку располагалось отделение полиции, в котором работали господа Вендт и жизнерадостный Бруно Петерейт. А небольшую заднюю комнату занимал небезызвестный господин Калфельд, бывший начальником данного отдела. Это был замечательный человек, с большим чувством юмора. Многие инстербуржцы знают его дочь, которая унаследовала двойную порцию юмора своего отца. И этот юмор ныне помогает ей переносить все тяготы жизни в советской зоне оккупации (по сути в ГДР. прим.переводчика). В задачу этого отдела входила административная работа полиции.
Шагнув за дверь с тамбуром, мы вступаем в коридор, проходящий через всё здание. Левое крыло этого коридора ведёт к кабинету бургомистра и полицейской регистратуре. Бургомистр одновременно исполнял функции старшего регистратора актов гражданского состояния, а потому все свадебные церемонии проходили в его кабинете. Истинной душой ЗАГСА был господин Каммер, вместе со своим верным помощником Эрнстом Кригом. Они работали очень скоординировано, и потому здесь всегда царила полная гармония. За всю свою долгую карьеру я редко встречал человека, который исполнял бы свои обязанности с таким достоинством и человечностью, как это делал господин Каммер.
В полицейской регистратуре работал оригинальный бюрократ первого класса господин Шлезис. Будучи от природы человеком угрюмым, его раздражительность подчас доводила его до того, что он комкал полученную корреспонденцию и бросал её в корзину. Однако затем он успокаивался, доставал письма, разглаживал их и отправлял по инстанциям.
Справа по коридору преобладали помещения исполнительной полиции. Её возглавлял полицейский инспектор Дангшат, имевший солдатскую выправку, и его заместитель комиссар полиции Григат, о котором нельзя сказать того же. Полицейский участок занимал большую комнату. В нём находились полицейские, призванные обеспечивать безопасность и порядок в городе. В те времена самым ярким представителем этого отдела был господин Купрат, хотя имена Грундер, Шёпс и Маусе были не менее известны. Ещё один полицейский участок вместе с тюрьмой располагался на Шпритценштрассе.
Также в этой части ратуши находился отдел социальной защиты и служба по работе с инвалидами. За городскую бедноту отвечали господа Бергау и Хелерт I. В те времена не существовало установленных «нормативов» для бедных слоёв населения и денежные пособия корректировались с учётом потребностей. Плюс к этому распределялась и различная благотворительная помощь. Служба по работе с инвалидами, которую курировали господа Буххорн и Фибер, отвечала за выдачу и мониторинг страховых карт по инвалидности. Государственная программа страхования работников была запущена в 1912 году.
Далее мы поднимаемся по скрипучей старой лестнице на второй этаж и находим там по обе стороны коридора кабинеты, в которых и осуществлялось фактическое управление городом. Кабинет обер-бургомистра представлял собой большую угловую комнату с видом на Альтер Маркт и Динергассе. Отсюда доктор Кирххофф властно и уверенно, но очень добросовестно осуществлял свои полномочия совместно с городским магистратом, состоявшим из оплачиваемых советников Эйхельбаума, Кесслера и неоплачиваемых советников Швайгера, Гамма и Дитца. Обстановка кабинета обер-бургомистра была старой и довольно простой. Сравнение с меблировкой подобных кабинетов в более поздние времена и даже сегодня попросту невозможно.
Как я уже говорил, обязанность моей опеки была возложена на центральную регистратуру, находившуюся в соседней комнате. Посетителей было немного, так как мало кто позволял себе беспокоить самого обер-бургомистра. Самыми частыми гостями, конечно же, являлись депутаты районных поселений, коммерсанты и высокопоставленные чиновники.
Центральная регистратура, в которой прошло моё становление с 1911 по 1916 годы, представляла собой сердце городской администрации. Начальником тут был господин Торнау, и здесь также работал мой коллега Адольф Кашерус. Торнау, несгибаемый старый холостяк, был человеком суровым, из-за чего его боялись все молодые коллеги. Фактически же у него было больше положительных сторон, так как он был неутомимым работником и хорошим чиновником. Мы были сильно перегружены работой в этом отделе и не обходились без сверхурочных часов, которые, однако, никак нам не компенсировались. Позднее к нам на помощь добавились и другие коллеги – Каллвейт и Гутцейт. Каждый входящий документ регистрировался в толстенных журналах, где также отслеживался весь его дальнейший путь. Если в течение 2-3 недель с момента поступления заявления со стороны клерка не предпринималось никаких действий, то он получал “выговор”, о чём предварительно уведомлялся и обер-бургомистр. Любого вызова “на ковёр” всегда очень боялись.
Простите меня великодушно, если я не премину заметить, что даже самые образцовые сотрудники время от времени позволяют себе расслабиться. Как ни странно подобные моменты случались именно тогда, когда обер-бургомистр куда-то уезжал, что было сравнительно редко в те времена. Тогда на доброго Торнау внезапно нападал приступ жажды и мне приходилось бежать за пивом. Его друзья, работавшие напротив, в отделе городского строительства, а точнее господа Херменау, Рудольф Петерейт и Боссманн, обладали хорошим чутьём, и тут же оказывались тут как тут. Их жажда, конечно же, утолялась за обитой двойной дверью в кабинете самого обер-бургомистра. Однако всё было в меру, и вскоре я научился скрывать эти посиделки от посетителей регистратуры. Работа от этого никак не страдала, потому как уже на следующий день всё навёрстывалось.
Напротив кабинета обер-бургомистра находилась комната главного архитектора города. До 1912 года таковым был господин Фридель, после чего на этом посту его сменил Винд. Непосредственно сам отдел городского строительства занимали уже вышеупомянутые личности, а также фройляйн Луизен Хинц. В соседней комнате находился начальник отдела кадров и городской секретарь Август Шиласки. Этот добрый человек был несколько бюрократичен, если так можно выразиться. Из-за этого у него практически не было друзей в администрации, и часто случались потешные сцены с участием моего начальника Торнау, которому этот тип был неприятен. Однако мы, подчинённые, обязаны были строить хорошую мину при плохой игре, поскольку именно от милости Шилаского зависело, получим мы прибавку к жалованию или нет.
Необходимо упомянуть и об отделе образования, который также находился на втором этаже. В нём работали секретарь магистрата Адомейт, его ассистенты Карш и Урбшат, а также помощники Фриц Луцкат и Хаасе. В сферу их обязанностей входило администрирование всех городских школ. Адомейт, ещё один пожилой холостяк, тоже не дружил с печалью и всегда был не прочь пропустить кружку инстербургского пива.
Если мы заберёмся на чердак, то найдём там комнату, которая представляла для меня особый интерес. Это был архив, в котором хранились документы 18-19-го веков. Чего бы я только не отдал сегодня за малую толику хранившихся там сокровищ!
На верхнем этаже помимо всего находился и зал заседаний городского совета, занимавший всю ширину здания ратуши. Председатель, секретарь и члены магистрата сидели за длинным столом. Перед ними полукругом, разделённые длинным проходом, располагались места городских советников. Собрания созывались по требованию председателя, а впоследствии советника юстиции Хейнрика Форхе.
Все эти помещения заполняли старую ратушу, к которой, на рубеже веков в качестве пристройки, было добавлено трёхэтажное кирпичное здание. Давайте же войдём в эту пристройку через вход с Ратхаусштрассе и осмотрим отдельные её кабинеты.
На её первом этаже мы снова обнаруживаем большой коридор, по левую сторону которого находится центральная городская касса, а справа сберегательная касса. Все финансовые операции Инстербурга протекали через центральную городскую кассу. Там начислялись и уплачивались налоги, сборы и пошлины. Бухгалтерия была камеральной. Учитывая важность этого отдела, там работали преимущественно старшие и проверенные сотрудники. Самыми высокопоставленными из них были казначей Модест, его заместитель Шабловски, а также Каршевски, Кимунд и Кёниг. Этому отделу также подчинялись и сотрудники службы исполнения городской казны, среди которых значились господа Германн и Кратц. На противоположной стороне коридора находилась сберегательная касса, выполнявшая совершенно другие задачи, а точнее занималась вкладами горожан, с выгодой инвестируя их, в том числе и в ипотечные кредиты. Её казначей Татцер был известной и популярной личностью. Его помощниками были Йеромен, Хейсель и фройляйн Гольдбах.
На первом этаже мы сразу натыкаемся на очень важный отдел. В нём трудился главный счетовод Маковски вместе со своими сотрудниками Гришкатом, Кюстерманном и Георгом Мюллером. Это была “счетоводная”, позднее прозванная бухгалтерией. Здесь тоже велась кропотливая работа. Господин Маковски был стержнем всей администрации, превосходно руководя своим отделом и обладая поистине энциклопедическими познаниями. Он отвечал за составление бюджета и его точное исполнение. Помимо этого его отдел заведовал недвижимостью и проверял все расходы. В этом коридоре располагалась комната оплачиваемого члена городского совета (Лоэрцера?) и службы строительного надзора, которым заведовал делопроизводитель Хелерт II. Братья Хелерты (первый работал, как было указано, в отделе социальной защиты. прим.переводчика), оба убеждённые холостяки, были известными личностями в Инстербурге. У них обоих была причудливая осанка и всюду их видели исключительно вместе. Один из них уже в преклонном возрасте таки связал себя брачными узами.
Окнами на Ратхаусштрассе выходил зал заседаний магистрата, простое, но богато обставленное помещение, в котором еженедельно проходили заседания коллегии. Вдоль стен висели портреты покойных обер-бургомистров и заслуженных советников. Среди сохранившихся в моей памяти советников я бы упомянул Отто Эйхельбаума (газовая служба), Кесслера (скотобойня), Швайгера (пожарная охрана), Дитца и Гамма. Председателем являлся обер-бургомистр, а решения принимались, насколько я понимаю, простым большинством голосов.
Второй этаж занимали канцелярия и налоговый отдел. Канцелярия, возглавляемая господином Никелем, подготавливала письма, копировала документы и рассылала исходящую корреспонденцию. Примерно до 1910 года копирование производилось исключительно рукописно. Поэтому в отделе работали сотрудники с безупречным почерком. Самый лучший почерк был у Карла Хоффманна. Хотя он был не прочь заложить за воротник, его почерк при этом всё равно оставался идеальным. Франц Сельке также относился к древнему племени канцеляристов. Но затем администрация приобрела две печатные машинки и у нас появились первые “машинистки”, естественно женского пола. Сначала это была фройляйн Госе и фройляйн Хаген, а затем к ним присоединилась фройляйн Михаловски.
Налоговый отдел контролировал как городские, так и государственные налоги, так как в то время в Инстербурге не было налоговой службы. Государственными налогами занимался секретарь магистрата Шмидт и его верные помощники Хоффманн и фройляйн Купрат. Городские налоги входили в сферу секретаря магистрата Нойрёйтера и его подчинённых Арндта и Дурхольца.
Посетим и другие отделы, среди которых в то время были
- Газовая служба с её директором Штавицем (до него был Меркель), газмейстером Душелейтом и конторскими служащими Торнером и Нойбахером.
Она также включала в себя водопровод и очистные сооружения с механиками Бекером и Лемке.
2. Пожарная часть с её начальником, брандмейстером Виттом (?). До 1912 года много лет эту должность занимал брандмейстер Хаманн. Я не совсем уверен, что именно Витт стал его преемником, поскольку, помнится, был момент, когда брандмейстером был Виеманн – заместителем был старший пожарный Хюбнер.
3. Скотобойня под руководством директора Шерпе, с механиком Лилиенталем, начальником цеха Келхом и инспекторами по проверке мяса Мюллером и Хелмдахом.
4. Городское озеленение с самого начала находилось под надзором гартенмейстера Ширрмахера в бывшем саду Рёпке, рядом с Общественным домом (позднее Городской зал).
Этот отчёт не претендует на полноту, поскольку я уверен, что многие детали и имена стёрлись из моей памяти. Мне было важно хотя бы в общих чертах показать что из себя представляла городская администрация в Инстербурге 50 лет назад (статья написана в 1964 году. прим.переводчика), и записать имена тех, кто трудился там ещё до того, как умрут последние свидетели того времени.
Мы с вами подсмотрели буквально чуть-чуть за теми, кто был ответственен за благополучие жителей Инстербурга. Всё было хорошо упорядочено и направлено на дальнейшее мирное развитие. Прозвучавшие в солнечное июньское воскресенье 1914 года выстрелы в Сараево разрушили эту надежду, потому что уже через несколько недель вся ярость войны добралась и до Инстербурга, разрушив мирный порядок и положив конец той эпохе.
Автор – Отто Хаген (Otto Hagen), 1964
Перевод, иллюстрации и комментарии – Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart), 2020
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт