Найти тему
Известия

Под защитой «Прометея»: как Крымский мост защищен от ВСУ

Вооруженные силы Украины (ВСУ) продолжают попытки атаковать Крымский мост. Как российские военные выстроили оборону этого объекта в воздухе и в мире, выясняла программа «Совбез».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

В атаках по территории Крыма в последнее время применяются американские ракеты ATACMS. Только за прошлую неделю российская противовоздушная оборона (ПВО) перехватила 13 боеприпасов. США передали Украине ракеты с максимальной дальностью поражения 300 км, которые запускаются с территории Николаевской и Херсонской областей.

Киев пытается вывести из строя аэродромы и уничтожить зенитные комплексы, прикрывающие полуостров. По словам главы Службы безопасности Украины (СБУ) Василия Малюка (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов), одна из приоритетных целей для ВСУ — это Крымский мост. В последний раз его пытались атаковать 30 мая. По стратегическому объекту выпустили сразу восемь ракет ATACMS. Осколки перехваченных боеприпасов повредили два парома.

По данным украинской разведки, для противодействия ракетным атакам Россия развернула новейшую систему противовоздушной обороны С-500 «Прометей». Где именно размещены комплексы, остается тайной. При этом одна система С-500 способна полностью закрыть воздушное пространство Крыма даже с территории соседнего Краснодарского края.

Система С-500 относится к новому поколению зенитных комплексов. Ракеты-перехватчики способны поражать любые цели в радиусе 600 км и на высоте до 200 км. То есть «Прометей» достанет даже до низкоорбитальных спутников. В начале этого года во время испытаний С-500 «сдал экзамен» по перехвату гиперзвуковых целей. Он поразил межконтинентальную баллистическую ракету «Синева», запущенную с подводного атомного крейсера «Тула».

«Это единственный комплекс в мире, который сам по себе является гиперзвуковым. Ракеты-перехватчики имеют скорость практически 9 махов, а переход на гиперзвук — это пять скоростей звука или пять махов. Поэтому сам по себе комплекс уже может работать по космическим платформам, которые еще не созданы», — рассказал глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич.

При этом «Прометей» работает в единой системе с зенитными комплексами С-300 и С-400. Он не заменяет, а дополняет своих предшественников и совмещает в себе функции как противовоздушной, так и противоракетной обороны. С-500 оснащают двумя типами боеприпасов. В пусковые установки размещают либо четыре зенитные ракеты, либо два заатмосферных перехватчика. Принцип их работы сильно отличается. Первые поражают самолеты или беспилотники осколками, а вот вторые уничтожают баллистические ракеты прямым столкновением.

«Это требует очень мощного радара. А в этом комплексе как раз и есть не один радар, а целая система самых разных, работающих в разных режимах радаров, которая как раз и позволяет создать трехмерную карту с очень высокими характеристиками, порядка 2000 км по высоте и более 600 км по дальности», — отметил Клинцевич.

Уничтожать баллистические ракеты способны практически все другие российские комплексы. Например, системы «Бук» средней дальности работают на высоте до 20 км, а комплексы С-300 поразят цель за 40 км. Но в случае перехвата баллистических ракет большую роль играет время реакции. ATACMS находится в полете всего несколько минут.

«Особенность этих ракет на конечном участке в том, что они могут атаковать цель под углом 90 градусов. И вот здесь время для того, чтобы засечь цель, взять на сопровождение, перехватить ее, оно становится крайне минимальным. Не всегда С-300 или «Бук» успевают среагировать», — отметил директор Музея войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Время реакции «Прометея» — 3–4 секунды. Система может одновременно перехватывать до 10 ракет, в то время как С-400 способна обстреливать шесть целей, а время реакции — 9 секунд. Это критически важно, так как ATACMS несут в себе кассетную боевую часть.

«Если наша ракета-перехватчик практически над целью его уничтожает, то все равно ряд субэлементов, а там более 960 субэлементов внутри, они не детонируют сразу, они рассыпаются, взводятся во время падения на землю и всё равно наносят урон. Поэтому чем выше он будет уничтожен, быстрее будет время реакции, тем меньше будет нанесен ущерб. В этом отношении С-500, конечно, не имеет аналога в мире», — рассказал Клинцевич.

ВСУ помогают американская спутниковая разведка, разведывательные беспилотники и самолеты, патрулирующие нейтральные воды Черного моря. Они используют тактику комбинированного удара, когда сначала атакуют беспилотниками и радиолокационными ракетами, после чего запускают несколько баллистических ATACMS. Массированный удар перегружает комплекс ПВО, который прикрывает определенный район.

«ВСУ используют стандартную тактику прощупывания слабых сторон любой оборонительной системы. Таким образом они пытаются обмануть, они делают налеты самыми разными целями, с разных высот, с разных сторон, разной интенсивностью. Любой комплекс ПВО имеет свои слабые стороны. Условно говоря, если в пусковой установке находится 12 ракет, запускаешь 15, 12 сбиваются, пока происходит перезарядка, три ракеты долетают», — отметил Клинцевич.

Нейтрализовать комплексы ПВО, прикрывающие Крым, — главная задача для Украины, после чего ВСУ уже могут ударить по Крымскому мосту теми же ракетами ATACNS, но уже с фугасной боевой частью. Они не уничтожат мост, но, вполне возможно, временно выведут его из строя.

«Сами по себе боевые части ракет имеют боевую часть 250–450 кг, не более. Да, повредить они его смогут, да, они смогут пробить в полотне какую-то дырку. Но это будет за очень небольшое время и достаточно быстро устранено. Мы уже знаем, как это делать, у нас подготовлены эти элементы», — указал Клинцевич.

Вероятен также другой сценарий, когда ВСУ попытаются прорубить безопасный «коридор» для авиации, в том числе и для американских истребителей F-16. После пробития эшелонированного обороны можно будет наносить удары крылатыми ракетами Storm Shadow и SCALP. Среди целей будут не только мост, но и аэродромы и склады с боеприпасами и топливом.

При этом спикер Военно-морских сил (ВМС) Украины Дмитрий Плетенчук заявил, что Россия почти не использует Крымский мост в военной логистике, поэтому для Киева он якобы больше не интересен. Эксперты уверены, что таким образом противник блефует.

«Я думаю, что это заявление призвано ослабить бдительность нашей системы противовоздушной обороны. Для того, чтобы мы успокоились, может быть, даже сняли часть комплексов, перебросили на какие-то другие участки. Они потом воспользуются этим моментом для того, чтобы внезапно ударить», — уверен Кнутов.

Российская ПВО в любом случае будет способна выдержать массированный удар, так как в связке с дальнобойными системами С-500 работает комплекс «Витязь». Он способен сопровождать и сбивать воздушные цели в автоматическом режиме, то есть без участия оператора. В пусковой установке находится сразу 12 ракет, а не четыре, как в других зенитных системах. Боеприпасы имеют активную головку самонаведения, то есть после пуска им не нужна подсветка цели, перехватчики сами находят и поражают объект.

«Витязь» — это комплекс, предназначенный для борьбы с аэродинамическими целями. Он, конечно, будет взаимодействовать непосредственно с С-500. Один будет одни задачи решать, другой — другие, на разных дальностях, с разными скоростями. Это позволит создать купол над Крымом, Крымским мостом или над какими-то другими объектами», — отметил Кнутов.

Часто во время воздушной тревоги Крымский мост окутывает дымовая завеса. Такое облако мешает точному наведению ракет на цель. Например, британские Storm Shadow при подлете к цели сравнивают картинку объекта, заложенную в память бортового компьютера, с реальной. При сильном задымлении боеприпас путается и отклоняется от курса. Также переправу дополнительно защищают десяток барж, которые стоят на якоре вдоль моста.

«Появление у Крымского моста барж, на которых находятся уголковые отражатели, которые дают более высокую степень засветки, это ложные цели, которые должны на себя перетащить возможные удары крылатыми и противокорабельными ракетами, которые может использовать Украина. Это либо украинский «Нептун», либо американские ракеты или какие-то другие, которые могут передать», — пояснил Клинцевич.

ВСУ также не оставляют попыток атаковать Крымский мост и корабли при помощи безэкипажных катеров. В основном, для этого используются морские беспилотники «Магура». дальностью действия 800 км. Каждый из них может нести 300 кг взрывчатки. Против них используется противолодочный вертолет, который поражает цель из стрелкового оружия.

Для борьбы с российскими вертолетами на некоторые безэкипажные катера украинские конструкторы начали устанавливать авиационные зенитные ракеты с тепловой головкой самонаведения, но пока безрезультатно. Вертолеты постоянно ведут воздушное патрулирование над акваторией Черного моря, это позволяет вовремя засекать и уничтожать беспилотники еще до подхода к полуострову.

СВО
1,21 млн интересуются