Найти в Дзене
Танки АМ

Т-64БВ. Последние 64-ки для Советской Армии.

В конце декабря 1987 года Харьковский Завод Транспортного Машиностроения им. Малышева отгрузил последний серийный основной танк Т-64БВ , после чего полностью перешел на производство танка Т-80УД ("Объект 478Б"). На "Площадке №1" в Парке "Патриот" представлен Т-64БВ , выпущенный в ноябре 1987 года. Машина находится в хорошем состоянии; сохранены большинство приборов наблюдения и прицеливания, наружный обвес. Т-64БВ ( "Объект 447А") был принят на вооружение Советской Армии в январе 1985 года. Основными конструктивными отличиями являлись :

  • модернизированная 125мм пушки 2А46М-1 ( боекомплект- 36 выстрелов в том числе 28- в конвейере механизма заряжания 6ЭЦ40-2С кабинного типа);
  • комплекс управляемого вооружения 9К112-1 с радиокомандной системой наведения;
  • система управления огнем 1А33 ( прицел-дальномер-прибор слежения 1Г42; баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации ( ветра, крена, скорости танка и курсового угла), блок разрешения выстрела 1Г43, стабилизатор вооружения 2Э42 с электромашинным приводом горизонтального наведения);
  • радиостанция Р-173 "Абзац", радиоприемник Р-173П, ТПУ Р-174;п
  • комплект навесной динамической защиты "Контакт" ( 265 контейнеров с элементами 4С20 на корпусе, башне и бортовых экранах);
  • антинейтронный надбой на наружных поверхностях корпуса и башни;
  • изменено расположение дымовых гранатометов и ящиков ЗИП;
  • дизельный двигатель 5ТДФ повышенной надежности и увеличенным ресурсом;
  • ходовая часть с повышенными характеристиками плавности хода.

Часть усовершенствований ранее была поэтапно внедрена на танках Т-64А и Т-64Б различных годов выпуска.

С пушки демонтирован теплозащитный кожух . На стволе видна секторная резьба- характерный признак 2А46М-1.
С пушки демонтирован теплозащитный кожух . На стволе видна секторная резьба- характерный признак 2А46М-1.
-3
-4
-5
-6
-7
-8
Расположение головных частей ПДПС 1Г42 и ночного прицела ТПН1-49-23 на крыше башни
Расположение головных частей ПДПС 1Г42 и ночного прицела ТПН1-49-23 на крыше башни
Антенна станции наведения комплекса управляемого вооружения 9К112-1.
Антенна станции наведения комплекса управляемого вооружения 9К112-1.
-11
Классическое для 64-к размещение ИК-прожектора Л-4 слева от пушки. Ниже видны элементы надбоя на крыше отделения управления и топливопровода к левому наружному топливному баку.
Классическое для 64-к размещение ИК-прожектора Л-4 слева от пушки. Ниже видны элементы надбоя на крыше отделения управления и топливопровода к левому наружному топливному баку.
Командирская башенка . Слева- головная часть зенитного прицела ПЗУ-5; над ним ИК-осветитель ОУ-3ГА; правее- тяга, соединяющая прицел с ЗПУ ; с другой стороны -кронштейн крепления патронной коробки; над ним- ограждение электроблока.
Командирская башенка . Слева- головная часть зенитного прицела ПЗУ-5; над ним ИК-осветитель ОУ-3ГА; правее- тяга, соединяющая прицел с ЗПУ ; с другой стороны -кронштейн крепления патронной коробки; над ним- ограждение электроблока.
Перед осветителем- обрамление звеньесборника пулеметных лент.
Перед осветителем- обрамление звеньесборника пулеметных лент.
За люками наводчика и командира установлены датчик ветра 1Б11 , кронштейн фары с тактическим номером с установленным на ней габаритным сигналом ГСТ-64; правее- антенный ввод радиостанции. За командирской башенкой- розетка для внешней телефонной связи. Хорошо видны элементы надбоя на башне и крышках люков наводчика и командира.
За люками наводчика и командира установлены датчик ветра 1Б11 , кронштейн фары с тактическим номером с установленным на ней габаритным сигналом ГСТ-64; правее- антенный ввод радиостанции. За командирской башенкой- розетка для внешней телефонной связи. Хорошо видны элементы надбоя на башне и крышках люков наводчика и командира.
В крышке люка наводчика выполнен лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ.
В крышке люка наводчика выполнен лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ.
-17
Дымовые гранатометы крепятся на двух консолях по 4 штуки на левом борту башни.
Дымовые гранатометы крепятся на двух консолях по 4 штуки на левом борту башни.
От обводного газохода идет характерный Г-образный патрубок для подогрева масла в правом наружном маслобаке.
От обводного газохода идет характерный Г-образный патрубок для подогрева масла в правом наружном маслобаке.
Вид на МТО. Слева направо расположены : экран жалюзи клапана выброса пыли воздухоочистителя,  выходные жалюзи, клапан обводного газохода. В нижней части кормового листа крепятся "шпоры" для фиксации танка на ЖД-платформе.
Вид на МТО. Слева направо расположены : экран жалюзи клапана выброса пыли воздухоочистителя, выходные жалюзи, клапан обводного газохода. В нижней части кормового листа крепятся "шпоры" для фиксации танка на ЖД-платформе.
В кормовой части башни крепятся короба с изолирующими противогазами АТ-1: один между консолью дымовых гранатометов и ящиком ОПВТ; еще два -по бокам ящика ОПВТ. На заднем топливном баке видны кронштейны для укладки буксировочного троса.
В кормовой части башни крепятся короба с изолирующими противогазами АТ-1: один между консолью дымовых гранатометов и ящиком ОПВТ; еще два -по бокам ящика ОПВТ. На заднем топливном баке видны кронштейны для укладки буксировочного троса.
Контейнеры ДЗ поверх бортовых экранов установлены на  съемном металлическом каркасе , который с помощью специальных упоров может жестко крепиться к бортовым листам корпуса.
Контейнеры ДЗ поверх бортовых экранов установлены на съемном металлическом каркасе , который с помощью специальных упоров может жестко крепиться к бортовым листам корпуса.
-23
Серийный номер нанесен в правом нижнем углу ВЛД корпуса под  ИК-фарой.
Серийный номер нанесен в правом нижнем углу ВЛД корпуса под ИК-фарой.

Помимо линейного , выпускались также командирские танки Т-64БВК ("Объект 446Б"). Традиционно, они оснащались дополнительными средствами связи в КВ-диапазоне; телескопическим антенным устройством; навигационной аппаратурой ; бензоэлектрическим зарядным агрегатом, перископической артиллерийской буссолью. Боекомплект пушки сокращен до 28 выстрелов; спаренного пулемета- до 750 патронов. Характерными внешними отличиями являются :

  • отсутствие ЗПУ;
  • отсутствие комплекса управляемого вооружения;
  • антенный ввод перед командирской башенкой.

Командирский танк также представлен на "Площадке №1".

-25
-26
-27
-28
-29
Кронштейн крепления телескопической антенны между люками наводчика и командира.
Кронштейн крепления телескопической антенны между люками наводчика и командира.

Всего было изготовлено около 2000 танков в обоих вариантах. Кроме того, на БТРЗ осуществлялся капитальный ремонт танков Т-64Б и Т-64Б1 с доработкой до уровня "БВ". При этом, как правило, их комплектация не полностью соответствовала машинам, собранным заново. На танках могли сохраняться пушки 2А46-2; электрогидравлический стабилизатор вооружения 2Э26; радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124. Не вносились изменения в конструкцию броневой защиты корпуса и башни. Что касается Т-64 вообще. Кто бы что не говорил, но и Т-72 и Т-80 являются развитием концепции харьковского танка. В воспоминаниях ветеранов УКБТМ прямо говорится, что именно концепция Т-64 ни у кого не вызывала вопросов- танк с предельно компактными габаритами, экипажем из трех человек и механизированным заряжанием пушки ( см. например С.Устьянцев, Д. Колмаков "Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков". ОАО "НПК "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского". Нижний Тагил, 2013, стр.83). То есть Тагильчан ( а в дальнейшем- Ленинградцев) не устраивали именно конструктивные решения, в частности, по силовой установке и ходовой части. Что касается двухтактного турбодизеля 5ТДФ , то его конструкция на 1985 год была достаточно отработана. На производство в Харькове уже был поставлен 1000-сильный дизель 6ТД; велись работы по дальнейшему наращиванию мощности. Одним из спорных элементов МТО являлась эжекционныя система охлаждения и воздухоочистки двигателя - предельно компактная но недостаточно эффективная. Лоббировал ее, судя по всему , ВНИИТРАНСМАШ. В случае применения вентиляторной системы охлаждения и кассетной системы воздухоочистки двигатель избавлялся от большинства ограничений. Кстати, Главный Конструктор ХКБД Н.К. Рязанцев, видимо, это понимал, призывая Нижний Тагил и Челябинск к продуктивному сотрудничеству. Однако, помешал развал СССР. К слову, на украинском танке Т-84 в дополнению к циклонному воздухоочистителю и инерционный решетке введен воздухоочиститель кассетного типа. Но, повторюсь, что даже со штатными системами воздухоочистки и охлаждения дизель 5ТДФ в 80-х годах работал вполне надежно ( при условии должной подготовки и отношения к технике со стороны экипажей, естественно). Почему же Т-64 сняли с производства? На мой взгляд, самый сомнительный элемент конструкции танка -это ходовая. Обладая высокой плавностью хода , проходимостью и ремонтопригодностью, она не обеспечивала достаточных резервов повышения массы танка. Косвенно подтвердить это можно следующими фактами. Еще на этапе проектирования танка Т-64Б в первой половине 70-х годов планировалось оснастить его новой литой башней с увеличенным забронированным объемом и усиленной защитой. Установлена она на танк так и не была. В первой половине 80-х в Харькове были разработаны и даже официально приняты на вооружение танки Т-64АМ и Т-64БМ с дизелем 6ТД мощностью 1000л.с. и опять таки усиленной башней. Однако в серийное производство они так и не пошли ( хотя, основной причиной, видимо, являлось "газотурбинное лобби" в высшем политическом и военном руководстве страны- 6ТД практически нивелировал превосходство танков с ГТД в подвижности). Ситуацию же с башней объяснить сложно. Далее , после распада СССР , харьковчане продолжили совершенствование Т-64. Помимо прочего, на нем опять таки отрабатывали дизель 6ТД. Однако, на принятом на вооружение танке БМ "Булат" почему то было применено компромиссное решение- форсированный дизель 5ТДФ мощностью 850л.с. ( хотя в этом случае данное решение можно объяснить также необходимостью дорогостоящих переделок МТО под монтаж 6ТД) . В дальнейшем украинцы еще раз модернизировали Т-64БВ, менее глубоко, ссылаясь на чрезмерное увеличение массы танка. Кстати, во время подготовки контракта на поставку танков Т-80УД в Пакистан, заказчику предлагался вариант с ходовой по типу Т-64, однако пакистанцы предсказуемо отказались от такого варианта. Наконец, можно вспомнить, что в конце своего жизненного пути Главный Конструктор 64-ки А.А. Морозов вроде бы признавал, что с ходовой частью он ошибся...

Вывод Советских Войск из Венгрии. ЮГВ, апрель 1989. За Т-64БВ стоит Т-64АК.
Вывод Советских Войск из Венгрии. ЮГВ, апрель 1989. За Т-64БВ стоит Т-64АК.
-32