Окончание
Если о том, что происходило в 1941 году в Брестской крепости, страна узнала только после освобождения Бреста, то о преступлении фашистов в Паланге стало известно сразу, как только в детские дома прибыли ребята из Литвы. По горячим следам литовская поэтесса Саломея Нерис, которая с трехлетним сыном находилась в эвакуации в Уфе, создала поэму «Мама! Где ты?» - о детях, которых война убила или надолго разлучила с родным домом. Правда, перед этим она получила задание от редакции – на основе рассказов литовских ребят о начале войны написать брошюру «Обвинительный акт фашистам». Материал был частично собран – писатель Эдуардас Межелайтис по заданию ЦК ВЛКСМ Литвы уже побывал в детских домах, записал рассказы эвакуированных детей, которым удалось вырваться из того ада, собрал их рисунки, изображающие обстрелы и бомбежки, и все это вместе с собственными записями отдал Нерис, ей оставалось только облечь все в литературную форму. Вскоре Саломея появилась у Межелайтиса и виновато сказала:
- Написала я… Только не так, как ты говорил. Не получается у меня брошюра.
И положила на стол рукопись поэмы «Мама! Где ты?».
...Вдруг оделось все туманом
(Не было иль было?),
Только кровь пятном багряным
На песке застыла.
Где ты, мама? Мама, где ты?
Страшно без тебя мне!
Никакой дороги нету –
Пепел, щебень, камни.
Напитались дюны детской
Неповинной кровью.
Занесен сапог немецкий
Над твоей любовью.
Кровь детей волна смывает,
Пьет песок несытый,
И убийцы в ней купают
Черные копыта...
После войны в Паланге был установлен памятник детям, погибшим в пионерском лагере. Автор - художница из Паланги Альбина Вертулене. Деньги на памятник собирали сами пионеры из разных городов, из копеек, полученных за макулатуру и металлолом, сложилось 22 тысячи рублей (огромная сумма в советские времена).
События первого военного дня отражены в оратории литовского композитора Эдуардаса Бальсиса (1919-1984 гг.) «Не смейте трогать голубой глобус» и поэтории московского композитора Юрия Тугаринова (1946-2012) «Алмазный свет звезды». В обоих произведениях использован текст поэмы литовской поэтессы Виолетты Пальчинскайте «Далекий свет звезды». Название поэмы объясняется просто: как от погасшей звезды еще много лет идет свет, так и умершие люди еще много лет живут в памяти близких. Текст поэмы заставляет вспомнить распространенный на Западе жанр баллады с его мрачным «потусторонним» колоритом, с гостями «оттуда». В поэме много монологов от имени погибших, от имени вещей, которые пережили своих хозяев, но самые пронзительные строки связаны с умершими детьми. «Детство – не только голубой остров Счастья, куда не долетают никакие заботы и огорчения, не доплывают горе и беды, - говорила поэтесса. - Ведь именно в детстве мучительнее всего переживаем мы несправедливость, грубость, неправду и другие проявления зла, которые оставляют в нашей душе глубокие раны, иногда на всю жизнь…». Поэма В. Пальчинскайте раскрывает лик войны в самом страшном ее аспекте - как убийцы детства.
К вечеру блекнет просинь.
Чьи стоны ветер доносит?
Погибших разноголосье...
Дети, это не сказка вовсе.
Оратория «Не смейте трогать голубой глобус» была написана в 1969 году и тогда же исполнена на Вроцлавском музыкальном фестивале. Единственным исполнителем этого произведения был хор мальчиков Вильнюсского Дворца пионеров «Ажюолюкас» («Дубок»). Оратория – крупное многочастное произведение для хора, оркестра, солистов. В оратории Бальсиса четыре (по количеству времен года) части с прологом. Бальсис много лет работал в кинематографе, поэтому его оратории свойственны воспоминания и «забегания вперед»: в прологе учитель уже в мирные дни ведет урок мира («Когда в лесу созревают первые пригоршни земляники, не позволяйте траву превращать в пепел, потому что на голубом шарике, на голубом глобусе в полдень играют детство и солнечный свет») и вспоминает бывших учеников, которых нет в живых («Где вы теперь, дети?») и пропавшего во время войны маленького сына («Сколько лет прошло… Искал, искал – не нашел. Мой маленький сынок, где ты?». Предвоенный мирный год, осень с богатым урожаем - но зловещим предвестником во время новогоднего праздника появляется Маска Войны (Маска Разбитого Города), в которую превратилась умершая от голода девочка:
Время бежит, летит как стрела.
Ведь я когда-то ребенком была.
А ночи в темных развалинах, ночи
Очень холодные. Очень.
Я шевельнуться была не в силах
И Деда-Мороза просила:
«Я знаю, ты добрый, ты должен помочь,
Дай хлеба кусок в новогоднюю ночь!»
Меня нашли на улице города,
Ночью я умерла от голода…
«Монолог Плаща» – один из самых трагических эпизодов оратории. Капелька пепла и старый плащ – все, что осталось от Малыша, сына Учителя. Беззаботная детская песенка, которая звучит в воспоминаниях учителя, превращается в застывшую интонацию погребальных колоколов, на фоне которой звучат слова:
Я маленький плащ над крематорием.
Когда ручейки молчат, когда часы отстают,
Я – твое одинокое знамя
Мне страшно слышать эти гнетущие звуки
Зачем вы играете траурный марш?
Не хочу этого марша!
Ведь раньше – в сосновом лесу
Мама пела мне колыбельную,
Колыбельную...
Я маленький и прозрачный –
Тела нет, только капля пепла.
Но порой, когда беспокойно шуршит листва,
Я поднимаюсь над трубой крематория.
И закутавшись в тишину, я вслушиваюсь
В таинственный разговор желтых кленов.
Теперь ты уже нигде меня не найдешь
Я осенью пришел бы в школу,
Но земля покрыта пепелищами и костями
На первый урок я уже опоздал,
Уже опоздал…
Опоздал...
В 1970 г., выступая на международной конференции ISME (международной Ассоциации детского музыкального воспитания) после исполнения оратории «Не смейте трогать голубой глобус», Д. Кабалевский сказал: «Оратория Эдуардаса Бальсиса — яркое трагедийное произведение, которое оставляет неизгладимое впечатление глубиной мысли, силой чувства, внутренним напряжением. Гуманистический пафос творчества Бальсиса, его чуткость к печалям и радостям человечества всегда будут близки нашему современнику, гражданину XX столетия». Сам Кабалевский, разрабатывая программу школьных уроков музыки, включил в нее фрагменты этой оратории - Пролог, фрагмент первой части «Осень» («Урок в школе») и «Монолог Плаща».
Литва давно отделилась от Советского Союза, да и Советский Союз перестал существовать. Новые российские методисты составляют новые программы - и вот уже произведения композиторов бывших советских республик потихоньку исчезают из них, а трагический «Монолог Плаща» назван «психоделическим бредом» («Вы представляете, чем детей грузят?!»), и если лет тридцать-сорок назад ученики четвертого класса вполне понимали этот образ, то сейчас даже от восьмиклассников можно услышать: «Ну, вот я не понимаю - ну, как это умерший может говорить?». И ведь не шутят и не издеваются - они действительно не понимают этого выразительного приема.
К подзабытой за 90-е годы поэме В. Пальчинскайте обратился уже в новом тысячелетии известный московский композитор Юрий Тугаринов. Первое исполнение его поэтории «Алмазный свет звезды» состоялось 29 сентября 2015 года. К сожалению, сам композитор до премьеры не дожил.
Часто звучат слова о том, что все это уже история и не надо так часто вспоминать о тех событиях. Приводится в качестве примера тот факт, что в Европе давно не сочиняют ни песен, ни стихов, посвященных Великой Отечественной войне. Но именно от того, что кто-то искажает роль Советской армии в Великой Отечественной войне, необходимо знать и помнить события того времени буквально с первого дня, и произведения искусства призваны помочь в этом. Рекомендую коллегам поэму В. Пальчинскайте «Алмазный свет звезды» в прекрасном переводе советского поэта Я. Акима - готовый сценарий внеклассного мероприятия на военную тему.
Ссылка на сборник «Как зовут лето», в котором находится поэма.
https://ladoved.narod.ru/skazki/kak_zovut_leto/kak_zovut_leto.pdf
И еще момент из современных реалий. В ночь на 19 мая 2022 года в Паланге был демонтирован памятник советским солдатам, установленный на месте воинского захоронения в 1952-м году и отреставрированный в 2005-м. Напомню, это День пионерской организации СССР, и, по всей видимости, этот день был выбран не случайно. Мэр города заявил, что начинается новая страница истории. Да, новая история - уже без тех, кто прыгал из окон горящих домиков, без тех, кто спасал их, делился едой, вывозил из места военных действий. Думаю, что бывшие пионеры из Палангского лагеря подобной ситуации не одобрили бы - но кто теперь будет прислушиваться к мнению доживающих свой век стариков?
При использовании материала ссылка на канал обязательна
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.