Найти в Дзене

Нужно ли вспоминать свои детские травмы, чтобы их проработать? И что такое "разыгрывание"?

Многие люди, пережившие в детстве травму, толком не помнят своё детство. Они либо вообще не могут вспомнить своё детство, помнят лишь какие-то короткие фрагменты, либо не могут вспомнить какие-то определённые периоды из своего детства.

И обычно по таким "провалам в памяти" относительно детского опыта (если это опыт, когда человек был старше 3 лет) - психологи и выдвигают гипотезу о том, что человек переживал в детстве травматический опыт. Считается, что чем меньше человек помнит своё детство - тем более травматичным оно было.

И вот, когда такой травмированный в детстве человек во взрослом возрасте в силу каких-то причин принимает решение проработать свои детские травмы - то он часто сталкивается с отсутствием у себя воспоминаний о детской травме.

И тогда у него возникает вполне логичный вопрос - а нужно ли ему вспоминать своё детство, которое он не помнит, для того, чтобы проработать свои детские травмы? И может ли он начать терапию своих детских травм, не имея воспоминаний о детстве?

И мой ответ здесь - что да, конечно, может. Отсутствие воспоминаний о детстве в случае травмы - это довольно естественно. И в процессе длительной многолетней терапии детских травм - воспоминания о детстве обычно постепенно возвращаются.

Но что важно здесь понимать, что обычно в терапии действительно травматический опыт возвращается сначала не в виде каких-то воспоминаний. Сначала он разыгрывается в отношениях.

И уже после того, как разные кусочки этого опыта были неоднократно разыграны и после этого проанализированы - могут и появляться какие-то реальные воспоминания о детстве, которые ранее были забыты.

Травматический опыт - это опыт, который психика человека не смогла переварить, понять, вместить в себя, интегрировать, т.е. соединить с другим своим жизненным опытом. И в результате - этот опыт психика "отщепила". И этот опыт стал таким опытом, которого как будто бы и не было вовсе.

И поэтому полноценно и целостно вспомнить о нём и рассказать, как об обычном жизненном опыте - человек не может.

И в результате травмы - какая-то часть психики человека как будто бы взяла на себя этот опыт и заморозилась. И прежде чем к травмированному человеку вернётся его отщепленная травмированная часть, чтобы он мог её обратно интегрировать в свою взрослую психику - его травматический опыт должен разыграться.

И для этого нужны отношения.

Травматический опыт каким-либо образом сначала должен разыграться в отношениях, в какой-то степени воспроизвестись. И это в психоанализе называется "разыгрываем".

Разыгрывание в терапевтических отношениях - это когда отщепленный кусочек психики клиента встречается с отщепленной частью психики терапевта. И в результате чего - между ними в их отношениях разворачивается какой-то сложный процесс или конфликт.

Разыгрывания - часто проживаются, как что-то неприятное, болезненное (часто для всех участников) и сложное. И именно такие разыгрывания или страх с ними столкнуться - чаще всего лежат за прерываниями терапии.

Но в случае если в терапевтических отношениях получается успешно справиться с разыгрыванием, получается совместными усилиями терапевта и клиента переварить этот опыт разыгрывания и впоследствии встроить его в свою психику - то травма обеих участников разыгрывания начинает постепенно исцеляться.

То есть разыгрывание - это когда в отношениях разворачиваются травматические сценарии всех участников отношений.

Но что здесь важно понимать, что разыгрывание - это единственный способ получить доступ к тем частям психики человека, которые были у него отщеплены (то есть изолированы от основной психики) в результате травматического опыта.

Без разыгрывания напрямую невозможно получить доступ к этому психическому материалу. Прежде чем этот материал станет доступным для осознавания и проработки - он должен развернуться, то есть разыграться в отношениях.

То есть, сначала травматический материал разыгрывается, и только потом его можно понять, проанализировать, обсудить и связать с остальным опытом. Без разыгрывания доступ получить к нему невозможно.

Даже если человек сознательно понимает, что именно его травмировало в детстве - его переживания, чувства, потребности, мысли, ощущения, связанные с этим травматическим опытом, отщеплены. И чтобы он мог получить к ним доступ - сначала должно произойти разыгрывание травматического сценария в отношениях.

И разыгрывание никак не зависит от наличия или отсутствия у человека воспоминаний о травматическом опыте. Этот опыт по-настоящему возвращается не в виде воспоминаний, а через разыгрывание.

И через проработку таких разыгрываний можно понять гораздо больше о травматическом опыте человека - чем через его воспоминания о нём.

Потому что даже если человек, например, помнит о насилии, что ему пришлось пережить - это не даёт никакой информации о том, что именно травмировало его в этом насилии, что именно он чувствовал в этом опыте, что было для него особенно важным в этом опыте, и что именно было для него непереносимым в нём и т.д. А разыгрывание помогает это всё понять, и впоследствии проработать.

И в терапии создаётся такое пространство, чтобы такие разыгрывания - во-первых, происходили в достаточно безопасных условиях для всех участников, а во-вторых, чтобы разыгрывания впоследствии приводили к проработке травмы.

Потому что разыгрывания происходят в любых отношениях, а не только в терапевтических. Но разыгрывания в обычной жизни чаще всего приводят к ретравматизации, то есть к повторной травматизации. Потому что там не создано подходящих условий для всего этого.

А в терапевтических отношениях - гораздо больше шансов справляться с разыгрываниями таким образом - чтобы это приводило к проработке травмы. Чтобы то, что было разыграно - клиент и терапевт могли обсудить в безопасных условиях, перевести это всё в слова, дать друг другу другой, более положительный опыт в отношениях и связать то, что было разыграно - со своим прошлым жизненным опытом.

И такой опыт более эффективного и более безопасного для отношений обращения с разыгрываниями - клиент может перенести в свою жизнь и в другие отношения за пределы терапии.

То есть он научается или по крайней мере может научиться справляться с разыгрываниями в отношениях таким образом, чтоб отношения не разрушались из-за них, а наоборот, становились ближе. И чтобы эти разыгрывания способствовали проработке травм у участников - вместо того, чтобы просто причинять очередную боль, проживание которой ничего не даёт, кроме усиления разочарования в отношениях.

Если сначала в терапевтических отношениях, а затем в других близких отношениях - людям удаётся сформировать такие отношения, в которых получается справляться с разыгрываниями таким экологичным образом - то их отношения становятся исцеляющими для них обоих.

Так что для процесса проработки детской травмы не имеет большого значения - есть ли об этом опыте какие-то воспоминания у человека. Рано или поздно травматический опыт разыграется в отношениях. И именно через такие разыгрывания - человек сможет понять и проработать свою травму.

__________________________

Мои фильмотренинги и курсы про травмы, полученные в отношениях:

Летняя распродажа фильмотренингов и курсов
Анна Тычук | Психолог15 июля 2024