Сегодня, 24 июня, на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект, который закрепляет понятие «магазин приложений». Собственно, ничего нового законодатели в этот термин не закладывают. Согласно тексту инициативы: «магазин приложений — программа для ЭВМ, которая предназначена для поиска, просмотра и приобретения программ для ЭВМ». Звучит сложно, но на деле это уже известные Steam, PlayMarket, AppStore и так далее.
В тексте пояснительной записки законодатели отдельное внимание уделили приложению RuStore, которое, судя по документу, хорошо себя чувствует в экосистеме Android, но не доступно для пользователей техники Apple. Собственно, на компанию из Купертино законодатели и захотели «наехать», указав на то, что в условиях санкционного давления Apple удаляет из AppStore большое количество отечественного софта — стоит только приложения банков и VK вспомнить — и не дает пользователям их скачивать или обновлять.
Поэтому отдельным пунктом в законопроекте идет запрет при продажи в России электронных устройств в которых установлены условия, запрещающие или ограничивающие поиск, приобретение или обновление софта. Исключение одно — вредоносное ПО, которое угрожает работе магазина приложений или самого устройства. Хотя, если задуматься, в том числе в борьбе с вирусами Apple запретила устанавливать на iPhone приложения не из AppStore.
Предлагают законодатели запретить и ограничения на проведение платежей через магазины приложений, к чему тоже пришла Apple в условиях наложенных на Россию санкций. В случае нарушения этого пункта, лицу, установившему такие ограничения грозит, наверное, серьезное наказание. В тексте законопроекта указано, что уполномоченный федеральный орган должен решить такие ограничения отменить и их незамедлительно должны исполнить. Как это будет работать с иностранными магазинами приложений — не понятно, особенно в условиях, когда на iPhone сторонних магазинов приложений не существует.
В то же время законопроект предлагает обязать владельцев магазинов приложений (почему их?):
- не устанавливать ограничения на программы, если они установлены через другой магазин приложений;
- не устанавливать требований к ценовой политике приложений, если они установлены через другой магазин.
Тем не менее, наличие законодательной базы уже дает основания для более серьезного разговора с Apple по поводу введенных против всех россиян ограничений. Хотя и там остается лазейка с возможностью покупать приложения и оплачивать подписки со счета мобильного телефона. Еще больше оснований общаться с Apple будет в том случае, если после введения законопроекта заработает норма о запрете продажи гаджетов без доступа к российским приложениям.
Тем временем, в AppStore недоступны для скачивания и, соответственно, обновления VK, приложения банков, иностранных пользователей оставили без официальных приложений RT и Sputnik. Все это показало россиянам и мировому сообществу, что в случае конфликта с США популярные iPhone могут превратиться в «тыкву» без самых важных для пользователей приложений. Не могли не заметить это и в ЕС. Правда, Bloomberg еще в декабре 2022 года писало, что в рамках соглашения с ЕС Apple разрешить на iPhone и iPad сторонние магазины приложений, но их все еще нет. Возможно, это дело времени, ведь тот же ЕС убедил «купертиновцев» отказаться от Lightning в пользу уже привычного для всех USB Type-C.
Тем временем в RuStore, созданном при поддержке Минцифры России, уже сейчас могут скачать все известные российские приложения и игры. По нашим подсчетам, в магазине уже сейчас насчитывается около 21,7 тысячи приложений в 20 категориях. С учетом того, что в создании RuStore задействовано государство, хочется верить, что вирусов и другого вредоносного ПО в нем нет.