Найти тему
Телеканал "78"

«Я всегда стараюсь говорить по-латышски»: Хаматова предала русский язык ради отношений с труппой?

В доказательство того, что она сохранила хорошие отношения с коллегами, опубликовали танцы во время языческого праздника.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Сбежавшая из России артистка Чулпан Хаматова сохранила добрый отношения с Новым Рижским театром – по крайней мере об этом заявляют другие «уехавшие». Кажется, сработало интервью, которое она дала после новостей об увольнении, где, в числе прочего, актриса подчеркнула – очень старается отказаться от русского языка.

- Я всегда стараюсь говорить по-латышски, но потом вижу, что им очень трудно понять, что я говорю. <…> Я люблю говорить по-латышски и хочу лучше говорить фонетически. Сейчас у меня нет времени, но когда у меня будет его больше, я продолжу учиться, - рассказала Хаматова в по сути «извинительном» интервью порталу Lsm.lv, опубликованном 21 июня.

Экс-российская артистка, она несколько раз подчеркнула, что её дом – Рига, также добавила, что её дочери уже иностранным языком почти полностью овладели. Не хватало только уточнения, вроде «язык агрессоров почти забыли».

Язык не случайно стал одной из важных тем разговора – в середине июня стало известно, что Хаматова и другой беглый артист, Максим Суханов, не смогут выступить в Латвийском национальном театре – там запретили любые постановки на русском языке. Интересно, что сделали это после «доноса», но не из России, а из самой Латвии. На спектакль Дмитрия Крымова «Записки сумасшедшего» (произведение превратилось в размышления о бедных творцах-эмигрантах) обратила внимание местная дерусификаторша Лиана Ланга.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Впрочем, запретили выступления, как заявляют некоторые, даже не из-за языка, а по причине «неэмпатичности» темы (читай – «русских показывают, как людей»). В частности, режиссер Криста Буране, член консультативного совета театра при Министерстве культуры Латвии, заявила в эфире латвийского ТВ (цитата по Sputnik.Latvia):

- Сейчас на этой сцене говорить на русском языке о страданиях русских художников, которые не могут понять свое место в мире, не учитывая контекст, это как минимум довольно неэмпатично.

Параллельно с этим скандалом возникли и разговоры об увольнении Хаматовой из театра. Латвийский портал Delfi со ссылкой на источник внутри учреждения заявил, что увольнение Хаматовой - решённый вопрос, а руководитель Алвис Херманис недоволен артисткой из-за того, что она не нашла своего зрителя и наносит репутационный ущерб труппе. Вот на этом фоне давалось «покаянное» интервью про то, что семья артистки уже почти-почти не имеет ну вообще никакого отношения к РФ.

Слухи об увольнении Хаматовой действительно могут быть преувеличены. Накануне блогерша Божена Рынска заступилась на коллегу по «хорошим русским» (сама она, также сбежав в Латвию после начала СВО, уже успела в январском интервью назвать россиян в прибалтийской стране «кончеными животными»). В качестве опровержения увольнения Хаматовой она выложила снимок того, как актриса отмечает Лиго (национальный праздник плодородия с языческими корнями в Латвии) в компании труппы театра в ночь с 23 на 24 июня.

Фото: t.me/bozhenabozhenabozhena
Фото: t.me/bozhenabozhenabozhena

Как заявила артистка из театра её не уволяльняли, а решения приняли из-за её а планов на гастроли в Европе, а также в Америке. Такое желание неудивительно – ранее Хаматова столкнулась с тем, что на её спектакли на латышском просто не ходят. Впрочем, и в Европе «триумфального приёма» Хаматовой не наблюдается.

Назад в РФ Хаматовой уже не вернуться, что она сама понимает и говорит об этом в беседах со СМИ. В любом случае, зрители бы и не поняли этого возвращения, например, после слов Чулпан о том, что звание «народной артистки» - советский пережиток, к которому она никогда серьёзно не относилась.