Найти тему
Обзоры от Сэлфа

Обзор аниме «Медуза не умеет плавать в ночи» (Yoru no Kurage wa Oyogenai)

Так, друзья. Тут не будет коротко, потому что нужно написать о всяком. И часть этого всякого даже не связана напрямую с самим тайтлом. Я люблю, когда творчество провоцирует на размышления — а ещё даёт некий заряд, сподвигающий, собственно, к творчеству приобщаться. А аниме как медиаформат удивительно хорошо работает в качестве вдохновителя: благодаря широте своих визуальных возможностей ему проще захватывающе показывать всевозможные вещи, чем, к примеру, фильмам с живыми актёрами. А размах индустрии даёт возможность осветить большой набор тем — всё-таки, одними исекаями дело не ограничивается.

А сегодняшняя история посвящена четвёрке старшеклассниц, каждая из которых несколько потерялась на пути жизни. Однако начинается всё со встречи Кодзуки Махиру и Яманоути Кано. Первая когда-то рисовала, и граффити по её картине времён младших классов красуется посреди Сибуи. Но резкие мнения сверстников подорвали самооценку девочки и оттолкнули её от творчества. Вторая героиня раньше была участницей айдол-группы, вот только после скандальной ситуации ушла в свободное плавание и теперь постит анонимные видео песен под гитару. Судьба случайным образом сталкивает их одним вечером, и выясняется, что Кано — фанатка рисунков Махиру, она черпает из них вдохновение. И вокалистка предлагает художнице присоединиться к своему анонимному проекту, но путь к дружбе и совместному творчеству будет не таким тривиальным.

Интересно, конечно, сложилось, что в этом сезоне параллельно запустили два оригинальных аниме с похожей задумкой и тематикой. Второе, «Плач девичьей группы», правда, больше чисто про музыку, и про рок-музыку — к нему я вернусь, когда подоспеет последний эпизод. Что ещё любопытно, так это то, что по результатам предобзора именно эти сериалы я обозначил как потенциально лучшие новинки весны.

-2

И «Медуза» подтвердила свою состоятельность. Начиная с общей характеристики, это очень креативное, красивое и творческое произведение. Я ничего не имею против фокуса на музыке, но его расширение отнюдь не повод для расстройства. Коллаборация разных типов творчества делает всё ещё эпичнее и увлекательнее. А тут ещё и современные подходы подмешали: стримы, витуберы, анимированные клипы. Очень хорошо.

Но что же с сюжетом, драматической основой? Буду честен, в нём есть недостатки. Одна из ключевых проблем в середине сезона разрешилась как-то очень невнятно, или, говоря иначе, поспешно и неубедительно. Нарочитое бурление эмоций в повествовании, конечно, вполне к месту для творческой истории, но отдельные моменты кидают зрителю в глаза с изящностью кувалды. Ну и, в целом, наличествуют разные упрощения, которые в силу хронометража или авторских задумок приходится принимать как данность — но не заметить их сложновато.

-3

Впрочем, атмосфера тащит. И персонажи, основной состав добротно проработан, среди второстепенных тоже есть интересные личности. Понятно, что главные девушки частенько ведут себя весьма резко в плане решений, реакций и так далее — это хорошо соотносится с тем, что они находятся на пороге начала настоящего взросления, и в процессе поиска себя весь их мир может с треском рушиться и заново собираться довольно регулярно. А все взрослые персонажи тут, надо сказать, достаточно своеобразные. И про одну из старших героинь я так, увы, до конца и не понял, для чего её ввели в историю, потому что именно ей не досталось раскрытия, осталось только ощущение необъяснённой значимости.

Атмосфера, само собой, складывается не только из повествования и поведения персонажей. Это одна из самых красивых новинок весеннего сезона, если не самая красивая. Студию Doga Kobo раньше было не назвать выдающейся, они делали хорошую картинку, но на передовые позиции по визуалу обычно не претендовали. Похоже, успех первого сезона «Ребёнка идола» сказался на них благотворно, и это радует. Мне также понравилась работа режиссёра Такэситы Рёхэя, который, кстати, в 2014-м году занимался экранизацией «Ежемесячного сёдзё Нодзаки-куна», очень годной штуковины. Ещё хочу отметить наличие классных дизайнов персонажей, моя фаворитка — продюсерша Хаякава Юкинэ.

-4

За сэйю тут можно просто порадоваться, что им, наконец, досталось насыщенное произведение, в котором можно показать свои возможности. Правда, практически весь состав колеблется от просто опытных актрис и актёров озвучки до заслуженных ветеранов сцены вроде Такахаси Риэ. Только в одной мимолётной роли засветилась Юйкава Асаки, дебютировавшая весной прошлого года.

И мы подходим к финальной составляющей атмосферы: музыке. К сожалению, полный саундтрек официально выйдет только через пару дней — мне бы хотелось его послушать целиком, потому что в общей движухе было сложно сфокусироваться на фоновых мелодиях. Поэтому сейчас я поговорю о песнях. Для виртуального коллектива этого аниме, JELEE, написали очень крепкие поп-композиции с красивыми партиями на пианино и достойным грувом. На удивление, все пять пришлись мне, в целом, по душе, но три из них понравились больше: "Saikyou Girl", "Moon Temperature" и "Shibuya Aquarium". Можно даже дискутировать на тему того, а не лучшие ли это песни в репертуаре Такахаси Риэ, которая их пела. Как минимум, у виртуальной группы в разы больше ежемесячных слушателей, чем у самой сэйю.

-5

Как всегда остаётся открытым вопрос, что это за гениальные тинейджеры такие пишут подобные песни в современных аниме. С другой стороны, я и сам в данном вопросе предпочту крутые композиции реализму. Но продолжим. Трек "Colorful Moonlight" от другой внутрианимешной команды Sunflower Dolls тоже весьма неплох, однако, что забавно, он несколько уступает по уровню продакшена синглам JELEE. Любопытно, что не все позиции в сериале достались артистам "изнутри". Опенинг, "Irodori", исполняет KanoeRana, песня приличная, но не могу сказать, что она понравилась мне больше других, в ней будто чуть меньше характера. Возможно, показалось. Основной эндинг, "1-nichi wa 25-jikan." от Anna Tsurushima, при всей своей классической (читай, не новой) анимешности, очень симпатичный.

Короче, музыка на достойном уровне. И, кстати, 90-секундные версии анимированных клипов песен JELEE тоже можно посмотреть на ютубе.

-6

Прежде, чем я закончу свою рецензию, хочу поделиться размышлением, на которое меня натолкнул данный тайтл. В нём "подноготную" шоу-бизнеса показывают значительно меньше, чем в «Ребёнке идола», но и этого хватило, чтобы закрепить мою нелюбовь к концепции айдол-групп. Я понимаю, что практически у любого артиста есть "публичная персона", им приходится скрывать вещи о себе, чтобы оголтелые фанаты, на пустом месте изобретающие себе право чего-либо требовать от своих кумиров (помимо адекватной человечности: не знаю, не есть младенцев, не совращать малолетних и прочее).

Однако в случае айдолов это переходит всяческие границы. Отношения нельзя, пить-курить нельзя, ещё бог знает что нельзя... когда сами люди становятся частью продукта, а не просто их сценический образ, это уже перебор. Тема, конечно, нетривиальная, в шоу-бизнесе это касается, естественно, не только айдолов, просто они, кей-поп и прочие бой и гёрл-бэнды представляют из себя некий пик напускной фальши. А я считаю, что нужно концентрироваться на творчестве — включая визуальные штуки и сценические образы — но оставить самих людей в покое, дать им жить настоящей жизнью, а не прятаться по углам.

-7

Подводя черту, «Медуза не умеет плавать в ночи», как я и предполагал, оказалась ярким и насыщенным аниме. Творческим, драматичным — не идеальным, но производящим интенсивное впечатление. Я не думаю, что у него предполагается продолжение, и это, вероятно, к лучшему, потому как все свои основные мысли оно изложило. Считаю, что если вас интересует современная музыкально-креативная тематика, тайтл определённо достоин внимания.

8 баллов из 10.