Утагава Хиросигэ, Утагава Куниёси, Утагава Ёситоси... всё это – не псевдонимы одного и того же человека и не имена братьев-художников. Но почему тогда все они – «Утагава»?
Дело вот в чём: они носили одну фамилию, потому что были учениками художественной школы Утагава. Это была самая известная школа периода Эдо (XVII–XIX века). Можно сказать, что в то время фамилия Утагава сама по себе была брендом, пользующимся большим уважением.
Работы художников школы Утагава были так успешны и так часто печатались, что более половины японских гравюр укиё-э, дошедших до наших дней, принадлежат художникам этой школы.
Псевдонимы художников того времени часто образовывались так: фамилию давала школа, к которой он принадлежал, а имя включало в себя иероглиф из имени наставника или иероглиф, общий для всех учеников школы.
Ученики получали фамилию только после того, как доказывали свой талант. Только тогда глава официально признавал их и давал разрешение использовать фамилию и герб школы.
В школе Утагава со временем установилось правило, согласно которому имя ученика начиналось с последнего иероглифа имени наставника.
Впрочем, правило это не было железным.
Помимо этого в школе Утагава была строгая иерархия. После смерти мастера ученик занимал его позицию и вместе с этим брал его псевдоним в знак уважения. Чтобы было проще различить учителя и ученика, использовали обозначения вроде Тоёкуни II, Тоёкуни III и так далее.
Похожие правила, затрагивающие фамилии и имена с повторяющимися элементами, существовали и в других художественных школах.
Эта традиция творческих псевдонимов пришла в Японию из Китая, и в целом она была достаточно широко распространена в Восточной Азии. В Японии практика укрепилась в сфере не только художников, но и поэтов, актёров, артистов и ремесленников.
Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ