Закройте глаза и попытайтесь представить лицо любимого человека или дом, где вы провели детства. У большинства людей это вызовет мысленный образ, возможно, нечеткий, но все же узнаваемый. Однако у небольшого процента людей этот простой акт воображения приводит к полной пустоте. Ни цветов, ни форм, ни вообще каких-либо образов - только темнота. Это состояние, известное как афантазия. В недавнем научном обзоре, опубликованном в журнале TiCS, рассматривается увлекательный мир афантазии и ее противоположной крайности гиперфантазии - столь ярких образов, что они конкурируют с реальным восприятием.
Афантазия (от греческого "a" (без) и "phantasia" (воображение)) впервые была выявлена Фрэнсисом Гальтоном в 1880-х годах. Люди с афантазией отмечают, что не могут добровольно создавать визуальные образы в своем сознании. Это не означает, что у них полностью отсутствует воображение - многие из них обладают отличным абстрактным или пространственным мышлением, - но они не могут "видеть" вещи в своем воображении так, как большинство людей.
С другой стороны, люди с гиперфантазией испытывают невероятно яркие мысленные образы, иногда неотличимые от реального восприятия. Такие люди могут вспомнить сцену из фильма в мельчайших деталях или с легкостью манипулировать сложными визуальными сценариями в своем воображении. Что особенно интригует в этих состояниях, так это то, что они часто затрагивают сразу несколько органов чувств. Многие люди с афантазией отмечают, что им трудно представить себе звуки, запахи или тактильные ощущения. Это позволяет предположить, что способность создавать мысленные образы может быть фундаментальным аспектом того, как человеческий мозг обрабатывает и представляет информацию.
В обзоре, автором которого является Адам Земан, рассматривается растущий объем исследований, посвященных этим состояниям. Некоторые ключевые выводы включают очевидный генетический компонент афантазии, поскольку она, по-видимому, передается по наследству. У людей с афантазией часто снижена автобиографическая память - они могут вспомнить факты из своего прошлого, но с трудом "пересматривают" пережитое в памяти. Интересно, что многие люди с афантазией все же видят визуальные сны, что говорит о различных нейронных механизмах для добровольных и непроизвольных образов.
Афантазия чаще встречается у людей, занятых в научной и технической сферах, в то время как гиперфантазия более характерна для творческих профессий. Кроме того, афантазия связана с некоторыми трудностями в распознавании лиц и более высокой вероятностью наличия черт, связанных с расстройствами аутистического спектра. Такие выводы рисуют сложную картину того, как мысленные образы связаны с другими когнитивными процессами и даже с выбором профессии. Но, пожалуй, самое главное - они бросают вызов нашим представлениям о том, что значит "представлять" что-то.
Изучение такого субъективного явления, как мысленное воображение, ставит уникальные задачи. Как измерить то, что существует только в чьем-то воображении? Поэтому Земан проанализировал около 50 предыдущих исследований, чтобы прийти к своим выводам относительно этого состояния. Ученые, проводившие такого рода исследования, разработали несколько подходов, чтобы лучше понять афантазию. Самый распространенный метод - просто попросить людей оценить яркость их мысленных образов с помощью опросников самоотчета, также они использовали поведенческие задачи, которые обычно требуют мысленных образов, и сравнивают их выполнение между людьми с афантазией и без нее. Например, участников просили сравнить цвета двух объектов, не видя их. В некоторых исследованиях изучались физические реакции, которые коррелируют с мысленными образами, например, расширение зрачков в ответ на представление ярких или темных сцен.
А методы визуализации мозга, в частности функциональная МРТ, позволяют исследователям увидеть, какие области мозга активизируются во время выполнения заданий у людей с разными способностями к воображению. Еще одна интересная методика - бинокулярное соперничество, которая использует тенденцию мысленных образов к смещению последующего восприятия. Она используется для объективного измерения силы воображения. Такие разнообразные подходы помогают исследователям сходиться во мнениях о природе мысленных образов и их отсутствии при афантазии, обеспечивая более полное понимание этих явлений.
В обзоре Земана обобщены результаты многочисленных исследований, раскрывающих сложную картину того, как афантазия влияет на познание и поведение. И хотя общая функция памяти в целом не нарушена у людей с афантазией - они часто сообщают о менее ярких и подробных автобиографических воспоминаниях. Это значит они могут вспомнить факты о событиях, но с трудом "переживают" их мысленно. Но при этом всем афантазия не обязательно мешает творчеству. Многие успешные художники и писатели страдают афантазией, что позволяет предположить наличие альтернативных путей развития творческого мышления. Некоторые исследования показывают, что у людей с афантазией снижен эмоциональный отклик на написанные сценарии, возможно, потому, что они не могут визуализировать описанные сцены.
Удивительно, но многие люди с афантазией отмечают нормальные визуальные сны. Эта диссоциация между добровольными и непроизвольными образами является загадкой для исследователей. Кроме того, среди людей с афантазией чаще встречаются трудности с распознаванием лиц, хотя эта связь не до конца понятна.
В то время как способность представлять объекты нарушена, способности к пространственному воображению при афантазии часто сохраняются. Это говорит о различных нейронных основах для этих двух типов ментальных репрезентаций. Нейровизуализационные исследования показывают различия в связях между лобными и зрительными областями мозга у людей с афантазией, что потенциально объясняет трудности в создании добровольных мысленных образов. "Несмотря на глубокий контраст в субъективном опыте между афантазией и гиперфантазией, влияние на повседневное функционирование малозаметно - отсутствие образов не означает отсутствие воображения. Действительно, исследователи сходятся во мнении, что ни афантазия, ни гиперфантазия не являются расстройством. Это вариации человеческого опыта с примерно сбалансированными преимуществами и недостатками", - сказал Земан в пресс-релизе.
Изучение афантазии и гиперфантазии заставляет ученых переосмыслить некоторые представления о человеческом разуме. Эти состояния бросают вызов пониманию того, что представляет собой сознательный опыт. Можете ли вы осознавать то, что не можете мысленно представить? Существование людей, которые прекрасно функционируют без мысленных образов, подчеркивает удивительную адаптивность мозга и разнообразные способы мышления и обработки информации. Понимание этих различий в ментальных образах может привести к созданию более персонализированных методов обучения, учитывающих различные когнитивные стили.
Поэтому, когда вы в следующий раз закроете глаза и представите себе образ, подумайте о том, какой замечательный подвиг совершает ваш мозг, и удивитесь тому, что для некоторых людей это повседневное волшебство останется навсегда недоступным.
Без цензуры мы публикуем у себя в Телеграм-канале!
Еще от Аммиак: