Найти тему

"Тихий Дон" на сцене петербургского театра "Мастерская"

Вчера была на спектакле, которого ждала давно, но всё не удавалось пойти. Ведь для этого надо выделить целый день - он идёт в 2 частях. 1 часть начинается в 14.00, вторая в 19.30, заканчивается в 22.30. К тому же цены летом пониже, мне показалось. На каждую часть приобретается свой билет.

Режиссёр Григорий Козлов поставил этот спектакль ещё в 2013 году. В сценарии, конечно, пропущены речи Гаранжи, Изварина, линия Бунчука и других большевиков. Нет там и разговоров среди белых офицеров, в частности поведения и речей Евгения Листницкого. Лиза Мохова появляется только в начальный свой период - в доме отца, показано сватовство к ней Коршунова после их короткой связи. Почему? Потому что главное для сценариста было показать историю мелеховского куреня и семейную сагу и трагедию разрушения этого мирного уклада.

В 1 части, которая называется "Истоки", действие происходит до Первой мировой. Начало спектакля открывается драмой - убийством турчанки и рождением Пантелея. Здесь много танцев, песен. Мы знакомимся с героями и укладом донской жизни; здесь же завязывается история любви Аксиньи и Григория.

2 часть - "Берега" - рассказывает о начале Первой мировой. Пётр и Григорий Мелехов служат, приходят на побывку домой. Здесь и попытки отца наладить семейную жизнь Григория (свадьба с Натальей), и его горе в связи с вестью о его гибели, и радость о том, что жив, да ещё и георгиевский кавалер!

3 часть - "Пучина"- о революции и Гражданской войне. Гибель Петра Мелехова от рук Кошевого, Дарьи, Натальи, смерть деда Гришаки, самого Пантелея Прокофьевича, Василисы Ильиничны. "Смерть повадилась в мой курень, как лиса в курятник", - говорит Пантелей перед своим уходом из дома. Он хозяин справный, держит дом в кулаке. Но и он отступается, не в силах противостоять полной разрухе.

4 часть - "Исход" - показывает полное разрушение жизни и прежнего уклада. Хозяин в доме теперь Мишка Кошевой, муж Дуняши. А она разрывается между братом и мужем. Последнее действие дано крупными мазками: нет там ни банды Фомина, ни особых размышлений и разговоров. Аксинья уходит их дома за Григорием, их настигает патруль: "Документы! Чьи будете?" - выстрел. И Аксинья исчезает. К замершему в горе Григорию подходит Мишатка в красной рубашке, тот его молча обнимает. Чёрное солнце дано ползущим затмением, всё гаснет.

Актёрская игра в спектакле превосходна. Особенно хочется отметить Олега Абаляна (Пантелей Прокофьевич), который потрясающе сыграл властного и смешного в своём хозяйственном рвении героя. А главное - любящего и заботливого отца под маской сурового главы семейства. Не менее хороша Ильинична (её играет Ксения Морозова) - мудрая, терпеливая жена и мать, одним взглядом могущая остановить отца в его гневе или усомниться в его словах.

Дед Гришака в исполнении Ивана Григорьева - настоящий древний дед, строгий вояка, обличающий большевиков цитатами из Писания перед своей гибелью.

Петро (Игорь Клычков) и Григорий Мелеховы (Антон Мамот) выше всех похвал! Веришь, что это первые казаки на хуторе, отчаянные, хозяйственные, страстные и весёлые. А как танцуют и владеют шашкой!

Актрисы на женские роли тоже изумительны. Аксинья (Софья Карабулина) настоящая красавица с чарущим, глубоким голосом. Девчонка и молодая жена Дуняшка (Мария Мясникова) - весёлая и беззаботная, потом строгая хозяйка. Дарья Мелехова (Мария Русских) - озорная и соблазняющая. Наталья (Вера Латышева) немного не такая, как у Шолохова, более свободная и весёлая, но очень обаятельная. Их дуэт с Аксиньей фактически на равных.

Некоторые актёры многостаночники, перевоплощаются за весь спектакль несколько раз. Дмитрий Житков то Мирон Григорьевич Коршунов, то Прокофий Мелехов, Георгий Воронин то купец Мохов, то Штокман в кожанке, Андрей Аладьин (потрясающий тенор!) то Степан Астахов, то поп Виссарион, то гармонист, Мария Мясникова то турчанка, то Дуняшка. А уж бабы на мостках - это все актрисы поочерёдно. Остаётся удивляться, как они успевают одеваться-раздеваться, а главное - перевоплощаться.

Отдельная тема - художественное оформление сцены, декорации. На простой обивке проецируются кадры кинохроники казачьей жизни, Первой мировой, изображение цветущих подсолнухов, снега и дождя. Сколоченные рейки то превращаются в забор, то в сарай, то в ворота.

-2

Перед каждой частью - 1 и 3 в фойе играет живая музыка (фортепьяно), а вид из театра на Неву днём и вечером создают атмосферу театра "Мастерская".

-3

Пойти на "Тихий Дон" советую всем. Тем, кому предстоит 11 класс, кто сдаёт ЕГЭ по литературе особенно. Даже если вы давно окончили школу, но вам хочется прикоснуться к миру донского казачества, полюбоваться красотой этих людей и традиций, посмеяться и поплакать, - спектакль даст все возможности. А главное - прожить вместе с актёрами будни и праздники хутора Татарского.

Правда, выдержать полную версию спектакля не все могут. По моим наблюдениям, большая часть выбирает 1 и 2 части, до 3 и 4 доживают не все. После спектакля зрители аплодировали стоя, несли цветы, вызывали 5 раз актёров.

-4

Поэтому однозначно - браво!

-5