Вчера была на спектакле, которого ждала давно, но всё не удавалось пойти. Ведь для этого надо выделить целый день - он идёт в 2 частях. 1 часть начинается в 14.00, вторая в 19.30, заканчивается в 22.30. К тому же цены летом пониже, мне показалось. На каждую часть приобретается свой билет.
Режиссёр Григорий Козлов поставил этот спектакль ещё в 2013 году. В сценарии, конечно, пропущены речи Гаранжи, Изварина, линия Бунчука и других большевиков. Нет там и разговоров среди белых офицеров, в частности поведения и речей Евгения Листницкого. Лиза Мохова появляется только в начальный свой период - в доме отца, показано сватовство к ней Коршунова после их короткой связи. Почему? Потому что главное для сценариста было показать историю мелеховского куреня и семейную сагу и трагедию разрушения этого мирного уклада.
В 1 части, которая называется "Истоки", действие происходит до Первой мировой. Начало спектакля открывается драмой - убийством турчанки и рождением Пантелея. Здесь много танцев, песен. Мы знакомимся с героями и укладом донской жизни; здесь же завязывается история любви Аксиньи и Григория.
2 часть - "Берега" - рассказывает о начале Первой мировой. Пётр и Григорий Мелехов служат, приходят на побывку домой. Здесь и попытки отца наладить семейную жизнь Григория (свадьба с Натальей), и его горе в связи с вестью о его гибели, и радость о том, что жив, да ещё и георгиевский кавалер!
3 часть - "Пучина"- о революции и Гражданской войне. Гибель Петра Мелехова от рук Кошевого, Дарьи, Натальи, смерть деда Гришаки, самого Пантелея Прокофьевича, Василисы Ильиничны. "Смерть повадилась в мой курень, как лиса в курятник", - говорит Пантелей перед своим уходом из дома. Он хозяин справный, держит дом в кулаке. Но и он отступается, не в силах противостоять полной разрухе.
4 часть - "Исход" - показывает полное разрушение жизни и прежнего уклада. Хозяин в доме теперь Мишка Кошевой, муж Дуняши. А она разрывается между братом и мужем. Последнее действие дано крупными мазками: нет там ни банды Фомина, ни особых размышлений и разговоров. Аксинья уходит их дома за Григорием, их настигает патруль: "Документы! Чьи будете?" - выстрел. И Аксинья исчезает. К замершему в горе Григорию подходит Мишатка в красной рубашке, тот его молча обнимает. Чёрное солнце дано ползущим затмением, всё гаснет.
Актёрская игра в спектакле превосходна. Особенно хочется отметить Олега Абаляна (Пантелей Прокофьевич), который потрясающе сыграл властного и смешного в своём хозяйственном рвении героя. А главное - любящего и заботливого отца под маской сурового главы семейства. Не менее хороша Ильинична (её играет Ксения Морозова) - мудрая, терпеливая жена и мать, одним взглядом могущая остановить отца в его гневе или усомниться в его словах.
Дед Гришака в исполнении Ивана Григорьева - настоящий древний дед, строгий вояка, обличающий большевиков цитатами из Писания перед своей гибелью.
Петро (Игорь Клычков) и Григорий Мелеховы (Антон Мамот) выше всех похвал! Веришь, что это первые казаки на хуторе, отчаянные, хозяйственные, страстные и весёлые. А как танцуют и владеют шашкой!
Актрисы на женские роли тоже изумительны. Аксинья (Софья Карабулина) настоящая красавица с чарущим, глубоким голосом. Девчонка и молодая жена Дуняшка (Мария Мясникова) - весёлая и беззаботная, потом строгая хозяйка. Дарья Мелехова (Мария Русских) - озорная и соблазняющая. Наталья (Вера Латышева) немного не такая, как у Шолохова, более свободная и весёлая, но очень обаятельная. Их дуэт с Аксиньей фактически на равных.
Некоторые актёры многостаночники, перевоплощаются за весь спектакль несколько раз. Дмитрий Житков то Мирон Григорьевич Коршунов, то Прокофий Мелехов, Георгий Воронин то купец Мохов, то Штокман в кожанке, Андрей Аладьин (потрясающий тенор!) то Степан Астахов, то поп Виссарион, то гармонист, Мария Мясникова то турчанка, то Дуняшка. А уж бабы на мостках - это все актрисы поочерёдно. Остаётся удивляться, как они успевают одеваться-раздеваться, а главное - перевоплощаться.
Отдельная тема - художественное оформление сцены, декорации. На простой обивке проецируются кадры кинохроники казачьей жизни, Первой мировой, изображение цветущих подсолнухов, снега и дождя. Сколоченные рейки то превращаются в забор, то в сарай, то в ворота.
Перед каждой частью - 1 и 3 в фойе играет живая музыка (фортепьяно), а вид из театра на Неву днём и вечером создают атмосферу театра "Мастерская".
Пойти на "Тихий Дон" советую всем. Тем, кому предстоит 11 класс, кто сдаёт ЕГЭ по литературе особенно. Даже если вы давно окончили школу, но вам хочется прикоснуться к миру донского казачества, полюбоваться красотой этих людей и традиций, посмеяться и поплакать, - спектакль даст все возможности. А главное - прожить вместе с актёрами будни и праздники хутора Татарского.
Правда, выдержать полную версию спектакля не все могут. По моим наблюдениям, большая часть выбирает 1 и 2 части, до 3 и 4 доживают не все. После спектакля зрители аплодировали стоя, несли цветы, вызывали 5 раз актёров.
Поэтому однозначно - браво!