Удивительно, но прямо в сердце Москвы сохранилась часть усадьбы, где родился и жил с родителями Михаил Фёдорович Романов, ставший русским царём после Смутного времени.
Несмотря на все перипетии, происшедшие с ним, сегодня дом крепенько стоит на 500-летнем фундаменте, и его может посетить любой желающий.
Внутри воссозданы интерьеры боярского быта. С 19-го века здесь «живёт» музей. Он наполнен уникальными вещами, дошедшими до нас. При археологических исследованиях в подвалах была обнаружена древняя кладка конца 1400-х годов. Не раз реставрированные, палаты всё-таки имеют право называться памятником средневековой Руси. Серьёзно они пострадали от очередного пожара в 18-м веке. Тогда дочерью Петра l было приказано восстановить их в прежнем виде на оставшемся фундаменте. А дальше Старый государев дом только подновлялся и достраивался, пережив даже 1812 год, когда почти вся Москва горела.
В Белокаменном подвале хранились боярская казна и дорогое имущество (оружие, посуда, одежда, ткани).
Сундуки были сделаны из разных пород дерева и окованы резными металлическими пластинами. А у сундука-денежника ещё и хитрый потайной замок помогал надёжно прятать богатства.
В экспозиции представлены оружие и доспехи 16-17 веков. Ведь одной из обязанностей боярина перед государем была военная служба.
В соседнем, Кирпичном подвале кладку 16-го века почти всю оставили, частично заменив на сводах в 1856 году, о чём свидетельствуют маркированные кирпичи.
Здесь представлены предметы домашнего обихода, которые, возможно, хранили вместе с небольшими продуктовыми запасами рядом с поварней (кухней), находившейся выше этажом, в подклете.
Подклет занимал первый этаж дома и выполнял хозяйственную функцию. Кроме кухни, в нём находились различные подсобные помещения. Сегодня здесь вводная экспозиция, чьи экспонаты рассказывают немного о Москве того времени и её жителях.
Выше начинались жилые этажи. Второй этаж считался мужской половиной дома. Здесь же находилась и большая Трапезная (столовая), служившая для приёмов гостей и семейных трапез.
Своды потолка украшает реставрированная живопись 19-го века. А парчовые обои с инициалами МФР (Михаил Фёдорович Романов) и родовым гербом с грифоном воссозданы уже в наше время. Турецкие ковры на столе и лавках, оловянная и медная посуда были признаками достатка.
В Красном углу (под иконами) стояло кресло хозяина дома, обитое бархатом с золотым шитьём. По правую руку усаживали особо почётных гостей, предоставляя каждому отдельную «тарель». В конце стола располагались гости попроще, с одной тарелкой на троих :) Ели руками и ложками, которые тщательно облизывались со всех сторон прежде, чем клались на стол.
Позже появились и вилки, но они были не главными приборами, и зачастую не всем доставались, чему очень удивлялись иноземные гости 😅.
В поставце (горке) выставлялась особо дорогая серебряная и позолоченная посуда. Её тоже использовали во время пиров. Наверху представлены механические часы 1576 г., первые привезённые из Европы и изменившие систему отсчёта времени. До них Россия жила «по солнышку».
В конце 16-го века стали распространёнными предметы европейской мебели: буфеты, кресла.
Но этот шкаф с росписью и слюдяными вставками на створках сделан русскими мастерами в 17-м веке и привезён из Архангельска.
Далее на мужской половине находится Кабинет боярина. Убранство традиционно: сундуки, лавки, Красный угол с иконой, слюдяные оконницы.
На лавках стоят интересные сундуки- «подголовки» со скошенными крышками. Их использовали для хранения важных бумаг и документов и, при необходимости, ночью прятали под периной и подушкой.
Особенным роскошеством здесь выделяются стены, обитые фламандскими обоями из золочёной натуральной кожи с растительными узорами.
Реконструкция голландской печи из муравленых (зелёных) изразцов состоит из множества исторических и сказочных сюжетов.
Из кабинета дверь вела в Библиотеку, по совместительству, комнату отдыха.
Книги хранились в сундуках и нишах. Преимущественно это была религиозная литература. Научная тоже присутствовала: астрология, медицина, а ещё исторические повествования и зарубежные издания.
Когда боярским сыновьям исполнялось 5 лет, мальчики переселялись на мужскую половину дома. До этого они жили с мамками-няньками. В музее воссоздана комната старшего боярского сына, где он проходил воспитание и обучение.
Справа от стола находится реконструкция венецианского глобуса. Чучело сапсана напоминает о распространённом виде развлечений- соколиной охоте.
Высокая лестница приведёт на третий этаж, сделанный из дерева и называемый терем. Его полностью восстановил в 19 веке всё тот же Рихтер Ф.Ф.
Здесь находилась женская половина дома во главе с боярыней. Посторонним вход сюда был запрещён. А сами женщины не могли показываться гостям без особого повеления хозяина.
Начинается этаж с Сеней. В витринах представлены предметы для рукоделия, одежда, украшения. Ведь, несмотря на строгое регламентирование выхода «в люди», это происходило достаточно часто (в церковь, на базар), и женщины старались себя принарядить.
В Комнате хозяйки дома потолок и стены обиты деревом и украшены резьбой. Красивая печь с полихромными изразцами. Расписные сундуки с тканями. На стене- портрет Евдокии Лопухиной, первой супруги Петра l, как яркой представительницы старинного боярского рода. Воспитанная в духе «Домостроя», ей было тяжело понять и принять прогрессивные взгляды на жизнь Петра Алексеевича. Возможно, это и стало одной из причин её дальнейшей печальной судьбы.
По периметру расположены лавки, покрытые сукном. Деток тоже сюда приносили, поближе к матери. У них были вполне интересные игрушки и приспособления.
Этот деревянный стульчик изначально выполнял роль ходунов на колёсиках.
Кроме воспитания детей, боярыня должна была следить за прислугой, хозяйством и порядком в доме, хранением запасов, приготовлением пищи.
Живя здесь до замужества, девушки готовили приданное и складывали в сундуки.
Рукоделием занимались в самой светлой комнате- Светлице. Благодаря представленным предметам, можно проследить весь процесс изготовления и украшения одежды. Разнообразные прялки, ткацкий стан, сделанный без единого гвоздя.
На столе разложены выкройки мужского кафтана. В ларцах- украшения для одежды. Это были золотые и серебряные нити, жемчуг, цветное стекло, кораллы и т.д. Каждая мастерица имела свою специализацию. Кто-то ткал, кто-то вышивал.
В витринах помещены фрагменты художественной вышивки тех времён.
К сожалению, я не могу показать всё, что находится в Палатах. Но уверяю- все предметы уникальны и очень интересны. В этом доме происходит настоящее погружение в Историю.
Полный билет стоит на июнь 2024 г. 600 р. Находится музей рядом с Красной площадью на территории Зарядья, о котором я недавно писала: