Белорусский вокзал для воинов Красной Армии ассоциировался с войной и Победой. Именно с него отправлялись поезда с солдатами на фронт, и он же встречал в мае 1945 года наших победителей. В одноименной картине, снятой молодым режиссёром Андреем Смирновым, показывается встреча фронтовых друзей и отношение молодёжи к ветеранам Великой Отечественной войны.
Фронтовики пришли к неутешительному выводу, что тяжёлое военное время оказалось куда понятнее, нежели мирная жизнь, которая не всегда соответствует принципам человечности и взаимопомощи. Им стало обидно, что моральный облик советского человека спустя несколько лет после окончания войны растворялся в молодом поколении. Полноценного саундтрека у фильма нет, но несколько песен в картине имеется. О них сегодня и поговорим.
Закадровые боевые действия
Все боевые действия в этой ленте происходили не на экране, а в кабинетах – отстаивали его право на существование с боем! Выпускнику режиссёрского факультета ВГИКа Андрею Смирнову на то время было 27 лет – возраст для данной профессии очень юный. Первой его работой, о которой многие скорее всего и не слышали, стала картина «Пядь земли».
Его следующая работа – новелла «Ангел» была признана неблагонадёжной. Киноначальство забросило её на самую высокую полку, а режиссёру несколько лет не давали ничего снимать. Приступая к съёмкам «Белорусского вокзала», Смирнов не особо надеялся, что фильм станет успешным, но свои идеи он всё же хотел реализовать.
Интерес к этой теме у него появился от отца, писателя Сергея Смирнова, который написал книгу «Брестская крепость» и вёл телепрограмму «Рассказы неизвестных героев». Не зря Смирнов младший вцепился в свою задумку «мёртвой» хваткой, ведь фильм получился великолепным, из тех, которые хочется смотреть снова и снова.
Три названия для главной песни
Кульминацией картины суждено было стать песне Булата Окуджавы в исполнении Нины Ургант. Поэт не хотел создавать композицию, заявив Смирнову, что отныне он пишет только прозу. Однако, когда Булат Шалвович ознакомился с черновым вариантом эмоциональной драмы, то неожиданно изменил своё мнение.
Увиденные сцены впечатлили поэта, и он быстро написал слова с музыкой. Правда, мотив автору не очень нравился, он считал, что мелодия не совсем удачная. Песню послушала съёмочная группа, которая заверила Окуджаву, что с мотивом всё в полном порядке. Такая поддержка заставила поэта снизить самокритику и одобрить своё произведение.
Оркестровая аранжировка композиции мастерски была выполнена Альфредом Шнитке. В титрах указано и его имя, что сам аранжировщик считал полнейшей несправедливостью. Как настоящий профессионал, музыкант не мог присвоить себе чужие труды и настаивал, чтобы авторство вернули Булату Окуджаве.
Окуджава почему-то никак не назвал свою песню, которую все именовали как «Песня из Белорусского вокзала». А вот после кончины поэта у его произведения в разные годы было аж три названия: «Здесь птицы не поют», «Песня десятого десантного батальона» и «Нам нужна одна победа». Но для настоящих поклонников картины она продолжает оставаться «Песней из Белорусского вокзала».
«На всю катушку» – хулиганская песня от «дерзких» ребят
Четверо фронтовых друзей встретились на похоронах своего командира Валентина Матвеева. Бывшие однополчане решили в узком кругу достойно помянуть боевого товарища в одном из московских ресторанов. Они не виделись более двадцати лет, и сидя за столом, рассказывают о своих жизнях, хвастаются у кого сколько детей. Вспоминают конечно же и тяжёлые военные годы, и того человека, из-за которого они все здесь сегодня собрались.
Воспоминания мужчин сопровождаются композицией «На всю катушку» ВИА «Камертон». На самом деле все участники коллектива были выпускниками Московского медицинского института имени Пирогова. Музыкального образования ни у кого из них не было, что не мешало ребятам получить свою «Минуту славы».
«Камертон» кардинально отличался от других музыкальных коллективов более смелым поведением на сцене. Ребята не только замечательно исполняли прогрессивные композиции, но и сами писали музыку и тексты к ним. В фильме «Белорусский вокзал» как раз можно услышать их авторское произведение, причем довольно дерзкое и хулиганское для тех лет.
«Камертон» в картине Смирнова вызвал настоящий переполох среди меломанов. Были и такие, кто ходил в кинотеатр второй и третий раз ради того, чтобы ещё услышать классную музыку. Музыканты на сцене в ресторане представляют новое поколение, которое фронтовикам естественно трудно понять. Да и текст для того времени был очень наглым. «А мы орём на всю катушку! Гитары жмём на полный газ!» – это больше похоже на панк.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще