«Белорусский вокзал» – советская драматическая кинолента, которую в 1971 году снял молодой режиссёр Андрей Смирнов. Сценарий к фильму был написан за 5 лет до начала съёмок драматургом Вадимом Труниным, но у режиссёров он не вызывал особого интереса. Всё изменилось, когда сценарий попал в руки к Андрею Смирнову, который после его прочтения загорелся идеей перенести историю на большой экран.
«Белорусский вокзал» считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, несмотря на то, что в кадре не прозвучало ни единого выстрела и взрыва. Картина не показывает эпические сражения, в ней повествуется история людей, переживших все ужасы войны. Работа Смирнова – это своеобразная дань памяти солдатам, которые 4 года приближали долгожданную победу.
Постоянное вмешательство властей
Съёмки картины сопровождались частыми остановками – киночиновникам не нравилось упадническое настроение сюжета, в котором фронтовиков показывают «неприкаянными». Сценарий перекраивали даже во время съёмок: появился эпизод с газовой аварией, несколько сцен убрали, в числе которых оказалась и потасовка в ресторане. Создателям пришлось мириться с такими вопиющими вмешательствами, в противном случае фильм бы забраковали.
Изначально автор сценария показал конфликт фронтовиков с молодёжью, в результате которого победу, прогнозируемо, одержали бывшие воины Красной Армии. Прибывшие милиционеры забрали ветеранов Великой Отечественной войны в участок, где те быстро разобрались с охраной и спокойно сбежали. Эта сцена и была запрещена к съёмкам, ведь по мнению властей она порочила честь милицейского мундира.
Военное прошлое актёров
Многие актёры, игравшие главных персонажей, если и не были участниками боевых действий, то уж точно слышали об ужасах войны не понаслышке. Например, Алексей Глазырин оружия в руках не держал, поскольку из-за проблем со здоровьем не смог пройти военно врачебную комиссию. Но на передовой он был частым гостем, где всячески старался поднимать боевой дух защитникам.
Анатолий Папанов воевал с 1941 по 1942 год – самый тяжелый период войны. В 1942 году старший сержант получил тяжелое ранение и чуть не лишился правой ноги. Благодаря умелым действиям хирургов удалось избежать ампутации. Последующие несколько лет о ранении Папанову напоминала хромота и трость.
Одногодки Всеволод Сафонов и Евгений Леонов (оба родились в 1926 году) не воевали. Леонов с 1941 по 1942 год работал на авиационном заводе, где часто ночевал возле боевых машин. В актёры Евгений решил податься уже после окончания войны. Сафонов не смог взять в руки оружие, потому что был забракован врачами.
Мистика на кладбище
В начале съёмок между молодым режиссёром и актёрами были не самые тёплые отношения. Имидж Смирнова, выраженный длинными волосами, бородой и «модной» одеждой вызывал у артистов раздражение. Через пару съёмочных смен они уже прониклись уважением к юному начальнику: видели, как он отстаивает каждый эпизод, преодолевает препятствия и как не по годам мудро себя ведёт.
Многие сцены пришлось заново переснимать из-за ужасного качества плёнки. Молодой режиссёр получил в своё распоряжение неликвидное оснащение. Это хорошо видно в сцене с похоронами. Первый выезд на кладбище смотрелся торжественно. Могильщики сделали имитацию захоронения, а сами наблюдали за съёмочным процессом. Когда Леонову нужно было толкать речь, всё стихло…
Дала о себе знать бракованная плёнка. Когда вернулись снять часть сцены, оказалось, что могила уже занята реальным умершим, и фамилия у него была как в сценарии – Матвеев. В результате операторам удалось снять кадры с настоящими скорбящими родственниками покойного. Прямо мистика какая-то, другие объяснения трудно найти.
Выбор актёров
К выбору актёров для своего фильма Андрей Смирнов подошёл очень ответственно, и этот процесс занял довольно много времени. Например, директором комбината Харламовым могли стать Эльдар Рязанов и Михаил Ульянов, но роль в итоге досталась Алексею Глазырину. Претендентами на роль простого рабочего были Николай Рыбников и Евгений Леонов, но дублёр «Винни-Пуха» на пробах оказался убедительнее.
Бухгалтер Дубинский создавался сценаристом как представитель классической интеллигенции. Николай Гринько и Иннокентий Смоктуновский проиграли конкуренцию великолепному Анатолию Папанову. Нежный и сентиментальный, он был одновременно и брутальным. Одним словом – идеальный вариант для роли Дубинского.
Роль медсестры изначально была отдана Инне Макаровой (её игра на кастинге очень понравилась министру культуры Екатерине Фурцевой). Но у режиссёра было на этот счёт иное мнение, которое он и озвучил – Нина Ургант и никто другой. Кстати: съёмки сцен с её участием происходили самыми последними.
В финальном эпизоде Смирнов хотел видеть героиню Нины Ургант хрупкой и одновременно сильной женщиной, которая не плачет на фоне сентиментальных мужчин. Желание режиссёра актриса смогла удовлетворить лишь с третьей попытки, уж больно трогательной была сцена.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще