Найти в Дзене
AXXCID

«Белорусский вокзал»: как утопающий в критике властей фильм всё же вышел в прокат

«Белорусский вокзал» – советская драматическая кинолента, которую в 1971 году снял молодой режиссёр Андрей Смирнов. Сценарий к фильму был написан за 5 лет до начала съёмок драматургом Вадимом Труниным, но у режиссёров он не вызывал особого интереса. Всё изменилось, когда сценарий попал в руки к Андрею Смирнову, который после его прочтения загорелся идеей перенести историю на большой экран. «Белорусский вокзал» считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, несмотря на то, что в кадре не прозвучало ни единого выстрела и взрыва. Картина не показывает эпические сражения, в ней повествуется история людей, переживших все ужасы войны. Работа Смирнова – это своеобразная дань памяти солдатам, которые 4 года приближали долгожданную победу. Съёмки картины сопровождались частыми остановками – киночиновникам не нравилось упадническое настроение сюжета, в котором фронтовиков показывают «неприкаянными». Сценарий перекраивали даже во время съёмок: появился эпизод с газовой аварией,
Оглавление

«Белорусский вокзал» – советская драматическая кинолента, которую в 1971 году снял молодой режиссёр Андрей Смирнов. Сценарий к фильму был написан за 5 лет до начала съёмок драматургом Вадимом Труниным, но у режиссёров он не вызывал особого интереса. Всё изменилось, когда сценарий попал в руки к Андрею Смирнову, который после его прочтения загорелся идеей перенести историю на большой экран.

«Белорусского вокзала»: как утопающий в критике властей фильм всё же вышел в прокат
«Белорусского вокзала»: как утопающий в критике властей фильм всё же вышел в прокат

«Белорусский вокзал» считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, несмотря на то, что в кадре не прозвучало ни единого выстрела и взрыва. Картина не показывает эпические сражения, в ней повествуется история людей, переживших все ужасы войны. Работа Смирнова – это своеобразная дань памяти солдатам, которые 4 года приближали долгожданную победу.

Постоянное вмешательство властей

Съёмки картины сопровождались частыми остановками – киночиновникам не нравилось упадническое настроение сюжета, в котором фронтовиков показывают «неприкаянными». Сценарий перекраивали даже во время съёмок: появился эпизод с газовой аварией, несколько сцен убрали, в числе которых оказалась и потасовка в ресторане. Создателям пришлось мириться с такими вопиющими вмешательствами, в противном случае фильм бы забраковали.

Изначально автор сценария показал конфликт фронтовиков с молодёжью, в результате которого победу, прогнозируемо, одержали бывшие воины Красной Армии. Прибывшие милиционеры забрали ветеранов Великой Отечественной войны в участок, где те быстро разобрались с охраной и спокойно сбежали. Эта сцена и была запрещена к съёмкам, ведь по мнению властей она порочила честь милицейского мундира.

Военное прошлое актёров

Многие актёры, игравшие главных персонажей, если и не были участниками боевых действий, то уж точно слышали об ужасах войны не понаслышке. Например, Алексей Глазырин оружия в руках не держал, поскольку из-за проблем со здоровьем не смог пройти военно врачебную комиссию. Но на передовой он был частым гостем, где всячески старался поднимать боевой дух защитникам.

Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Кадр из фильма «Белорусский вокзал»

Анатолий Папанов воевал с 1941 по 1942 год – самый тяжелый период войны. В 1942 году старший сержант получил тяжелое ранение и чуть не лишился правой ноги. Благодаря умелым действиям хирургов удалось избежать ампутации. Последующие несколько лет о ранении Папанову напоминала хромота и трость.

Одногодки Всеволод Сафонов и Евгений Леонов (оба родились в 1926 году) не воевали. Леонов с 1941 по 1942 год работал на авиационном заводе, где часто ночевал возле боевых машин. В актёры Евгений решил податься уже после окончания войны. Сафонов не смог взять в руки оружие, потому что был забракован врачами.

Мистика на кладбище

В начале съёмок между молодым режиссёром и актёрами были не самые тёплые отношения. Имидж Смирнова, выраженный длинными волосами, бородой и «модной» одеждой вызывал у артистов раздражение. Через пару съёмочных смен они уже прониклись уважением к юному начальнику: видели, как он отстаивает каждый эпизод, преодолевает препятствия и как не по годам мудро себя ведёт.

Афиша к фильму «Белорусский вокзал»
Афиша к фильму «Белорусский вокзал»

Многие сцены пришлось заново переснимать из-за ужасного качества плёнки. Молодой режиссёр получил в своё распоряжение неликвидное оснащение. Это хорошо видно в сцене с похоронами. Первый выезд на кладбище смотрелся торжественно. Могильщики сделали имитацию захоронения, а сами наблюдали за съёмочным процессом. Когда Леонову нужно было толкать речь, всё стихло…

Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Кадр из фильма «Белорусский вокзал»

Дала о себе знать бракованная плёнка. Когда вернулись снять часть сцены, оказалось, что могила уже занята реальным умершим, и фамилия у него была как в сценарии – Матвеев. В результате операторам удалось снять кадры с настоящими скорбящими родственниками покойного. Прямо мистика какая-то, другие объяснения трудно найти.

Выбор актёров

К выбору актёров для своего фильма Андрей Смирнов подошёл очень ответственно, и этот процесс занял довольно много времени. Например, директором комбината Харламовым могли стать Эльдар Рязанов и Михаил Ульянов, но роль в итоге досталась Алексею Глазырину. Претендентами на роль простого рабочего были Николай Рыбников и Евгений Леонов, но дублёр «Винни-Пуха» на пробах оказался убедительнее.

Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Кадр из фильма «Белорусский вокзал»

Бухгалтер Дубинский создавался сценаристом как представитель классической интеллигенции. Николай Гринько и Иннокентий Смоктуновский проиграли конкуренцию великолепному Анатолию Папанову. Нежный и сентиментальный, он был одновременно и брутальным. Одним словом – идеальный вариант для роли Дубинского.

Роль медсестры изначально была отдана Инне Макаровой (её игра на кастинге очень понравилась министру культуры Екатерине Фурцевой). Но у режиссёра было на этот счёт иное мнение, которое он и озвучил – Нина Ургант и никто другой. Кстати: съёмки сцен с её участием происходили самыми последними.

Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Кадр из фильма «Белорусский вокзал»

В финальном эпизоде Смирнов хотел видеть героиню Нины Ургант хрупкой и одновременно сильной женщиной, которая не плачет на фоне сентиментальных мужчин. Желание режиссёра актриса смогла удовлетворить лишь с третьей попытки, уж больно трогательной была сцена.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще