Сейчас машины, едущие с восточной стороны острова Балчуг, для выезда на Большой Каменный мост в сторону Боровицкой площади, выезжают к мосту по Болотной набережной. То есть выезжают на улицу Серафимовича ближе к Малому Каменному мосту. А раньше этот выезд происходил по дальней стороне Болотной площади, уже в месте соединения улицы Серафимовича с Большим Каменным мостом. Собирались большие пробки. Организацию движения изменили, пробки слегка уменьшились, но все равно присутствуют, как видно по фото.
Зато теперь у водителей появилась более приятная зрительная возможность наблюдать Водоотводный канал с плавучими фонтанами, Болотную и Кадашевскую набережные и соединяющий их Третьяковский мост.
Местность, где ныне расположена Болотная площадь и, соответственно, Болотная набережная до второй половины XVIII века затоплялась во время дождей и весеннего половодья и была похожа на болото. Поэтому среди народа стало популярным называть ее «Болотом».
В 1495 году во время правления Ивана III здесь был разбит большой плодовый сад. Также в старину Болото было популярным местом для развлечений, где устраивались кулачные бои. Кроме этого оно также известно публичными казнями. Последней стала казнь предводителя Крестьянской войны 1773—1775 годов Емельяна Пугачева и его сподвижников. После осушения и строительства Водоотводного канала Болото стало крупнейшим торговым центром Москвы.
Память об этой территории сохранилась в названиях московских улиц: Болотные улица, площадь и набережная.
В 2017 году на Болотной набережной в районе Болотной площади по программе «Моя улица» была проведена реконструкция. Одними из итогов было увеличение пешеходной зоны рядом с водой, а также разбивка клумб и их озеленение. На Водоотводном канале было установлено 10 плавучих фонтанов.
Поэтому наиболее живописным и уютным участком набережной стал промежуток между Малым Каменным и Малым москворецким мостами, как раз напротив Репинского сквера, разбитого на Болотной площади. Этот зеленый островок прекрасно разбавляет многочисленные производственные постройки и в летнее время может быть прекрасным местом для прогулки. Одно из самых романтичных мест этого участка - Третьяковский мост или Лужков мост, соединяющий Болотную площадь и Кадашевскую набережную. Также его еще называют «Поцелуев мост», так как здесь расположены яркие деревья из металла, на которые молодожены или просто влюблённые люди прикрепляют «замки любви». Деревья так плотно увешаны ими, что издалека кажется, что уже нет свободного места. Всего таких деревьев установлено 7 штук.
На противоположной стороне Водоотводного канала находится Кадашевская набережная, название которой пошло от села Кадашево. Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана III 1504 году. К середине XVI века здесь образовалась Кадашевская слобода. О происхождении слово «кадаш» в литературе были высказаны четыре разных мнения. По одному, оно происходит от слова «кадка» - здесь якобы жили кадочники (бондари). По другому - от татарского слова «кади» - судья. Тут якобы селились татарские судьи и производили суд и расправу над обитавшими в Москве татарами. Третья версия учитывает тот факт, что в слободе жили ткачи, и производит ее название от слова «катать» - мыть ткани. Наконец последняя гипотеза выводила этимологию слова «кадаш», от тюрского «товарищ, свободный человек» и объясняла, что слобода являлась поселением свободных людей.
Как раз напротив Третьяковского моста расположено новое здание Третьяковской галереи - Кадашёвская набережная, владение 10. Оно обращает на себя внимание огромными прямоугольниками разной формы с картинами на стене обращенной на набережную. Издалека они кажутся необычными разноформатными огромными окнами. Прежде на этом месте располагалось историческое здание биржевой артели купцов Хлудовых, построенное в 1898 году. А основное здание находится дальше в глубине Лаврушинского переулка, идущего перпендикулярно набережной.
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда фабрикант Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции две первые картины русских художников «Искушение» Н.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Худякова. Регулярно пополняемое собрание картин быстро заполнило дом Третьяковых в Лаврушинском переулке и в 1872 году меценат начал строительство двух первых музейных залов.
После Октябрьской революции Третьяковка стала достоянием республики, её фонды увеличились в два раза за счёт поступлений национализированных произведений искусства. Картины надо было где-то хранить и экспозиционные залы превращались в хранилища, в качестве запасника использовалось даже здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. На протяжении ХХ века самая известная и самая посещаемая картинная галерея расширяла свои владения, строила новые корпуса, пока не заняла весь квартал, выйдя на берег Водоотводного канала.
Читайте о Москве и Западном Подмосковье в книгах серии odinmirage.