Популярность Олимпийских игр 1980-х оказалась слишком большой не только благодаря тому, что она проходила в Москве, но и большой атрибутике. В том смысле, что появилось множество товаров и проектов разных областей искусства, которые сильно связаны с Олимпиадой-80. И среди них оказалась музыка. Сколько песен было написано на подобную тему? Тот еще вопрос, и он требует отдельного рассуждения. Однако одним из запоминающихся стоит выделить «До свиданья, Москва», что была исполнена на церемонии закрытия XXII Летних Олимпийских игр. Именно об этом и пойдёт речь.
В своё время оргкомитет Олимпиады-80 полагало, что такое спортивное событие станет настолько масштабным, что без "спортивной" музыки невозможно было обойтись. Поэтому к звуковому сопровождению московской Олимпиады подошли серьёзно. Даже было официальное лицо, которое контролировало лично. Это был заместитель председателя оргкомитета и экс-заместитель министра культуры СССР — Владимир Попов.
Когда шла работа над песней «До свиданья, Москва», изначально она должна была называться длиннее — «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес». Вот только в США устроили бойкот московской Олимпиаде из-за войны в Афганистане. В связи с этим пришли к выводу, что это будет просто лирическая песня, как доброе прощание с Олимпийскими играми. Характер песни определён, но возникла еще одна проблема: композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов написали песню о медвежонке Мишке, который улетает. Некоторым членам оргкомитета такая версия не понравилась, аргументировав, что настоящие медведи не летают. Более того, огромная кукла-медведь, сделанная для церемонии закрытия, долго не хотела взлетать вертикально и парила на боку. Ситуацию исправило несколько воздушных шаров, привязанных к лапам Мишки. Теперь медвежонок взлетал как надо, и у оргкомитета больше не было вопросов — символ Олимпиады улетает благодаря шарикам.
Несмотря на то, что ноты и слова к песне «До свиданья, Москва» были написаны, Пахмутова и Добронравов уже почувствовали сомнение, что песня прозвучит на закрытии Олимпийских игр, а еще решался вопрос, полетит ли медвежонок Миша. Тем не менее, Александра позвонила Льву Лещенко с приглашением к ней и к Николаю домой. Там они втроём долго обсуждали будущую песню, при этом решения не были приняты. Спустя неделю Пахмутова вновь связалась с певцом и сказала, что надо приехать на студию и записать песню. Творческая работа шла на студии «Мосфильм», где кроме Лещенко из других исполнителей были — Татьяна Анциферова и ансамбль «Самоцветы». Задача стояла в том, что нужно спеть мягко, проникновенно и немного грустно. Какой окончательный вариант был выбран — непонятно. Всё держалось в строжайшей тайне, тем более Лев Лещенко за пару месяцев успел позабыть о той работе.
Лишь 3 августа тайное становилось явным. В этот день на стадионе «Лужники» (он же стадион имени В. И. Ленина) состоялась церемония закрытия XXII Олимпийских игр. Когда на поле вынесли надувного медвежонка Мишу с воздушными шарами, прозвучали первые ноты той самой песни, что исполнили и Анциферова, и ансамбль «Самоцветы», и Лещенко. Последний, кстати, присутствовал на закрытии Олимпиады и, услышав песню, поначалу не узнал свой голос, да и вовсе не испытал большого потрясения. Только потом певец осознал, что был участником яркого события и что всё получилось очень трогательно.
Песня «До свиданья, Москва» обрела большую популярность, из-за чего спустя некоторое время её стали крутить по радио; Лев Лещенко, в свою очередь, стал её петь на концертах и по телевидению. В определённом смысле данная песня стала гимном московской Олимпиады.
Из интересных фактов стоит отметить, что во второй половине 80-х, во времена поздней перестройки, когда глава СССР М. С. Горбачёв стал быстро терять популярность среди народа, песня «До свиданья, Москва» получила внутриполитический подтекст. Её перестроечный вариант интерпретации считалась как песня-прощание с Мишей Горбачёвым. Но такой факт знает очень мало людей.
В завершении стоит процитировать то, что сказал Лев Лещенко по поводу песни и её популяризации:
...Я часто исполняю её с молодыми артистами — с Алсу, например, или Бастой. Почему молодая аудитория эту песню так хорошо воспринимает? Я думаю, она, во-первых, неформальная, добрая, в ней особый смысл — отношение к земле, к общечеловеческим ценностям. А во-вторых, всё еще живо в памяти, родители до детей своё эмоциональное состояние донесли, плюс Олимпиада в Сочи, где Мишка тоже присутствовал, сыграла свою роль.