Найти в Дзене

Трудности работодателей с сотрудниками поколения Z

1,8K прочитали
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Не так давно мы тут на канале с вами рассуждали про особенности 20-летних. У них очень много плюсов, которых зачастую нет у нас, более старших поколений – на «ты» с технологиями, более бережны и нетоксичны в общении, думают об экологии, бережно потреьляют, возможно, даже более эмпатичны? И вместе с тем (я поделилась своими наблюдениями, и в комментариях это подтверждалось), более ориентированны на комфорт (что вроде бы неплохо, но порой в работе и учёбе мешает), более ранимы, часто довольно безвольны, не видят, что могут на что-то влиять. Там же в комментариях ко всему прочему писали, что это вечная проблема отцов и детей, отцы видят, что дети какие-то не такие. Не совсем так. Я как раз не хочу давать оценку – такие или не такие, хорошие или плохие. Нет, просто другие. И было бы странно утверждать, что от поколения к поколению разницы нет. Она есть. Иначе ведь не было бы теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, согласно которой я отношусь к миллениумам, поколению Y (ура, нам досталось самое красивое название, гораздо грустнее называться тихим поколением или потерянным), а 20-летние относятся к зумерам, поколению Z.

И всё же я, видимо, была в чём-то права, говоря о тех качествах, которые я наблюдаю в зумерах. Наткнулась на статью Джо Дэвиса, управляющего директора и партнёра американской компании Boston Consulting Group в Fortune. Статья называется "Managers are puzzled by Gen Zers as giving feedback becomes a lost art in the era of the ‘coddled mind" (Управленцы озадачены поколением зумеров, инструмент обратной связи вымирает в эпоху «изнеженных душ»).

Для тех, кто не очень понимает, о чём речь: обратная связь – это одна из тем, которую я преподаю и внедряю в образовательных учреждениях. Она используется не только в школах, но и на рабочем месте. Обратную связь даёт руководитель сотруднику как по итогу выполнения задачи, так и в конце отчётного периода в привязке к переменной части труда (у каких-то компаний это месяц, у каких-то квартал, полгода, и обязательно у всех – год). У качественной обратной связи есть чёткие алгоритмы. Они базово одинаковы, что в школе, что на работе. И в личной жизни мы своим детям, мужьям, подругам, свекровям должны уметь давать обратную связь. Я об этом много пишу, вот в этой подборке можно найти статьи. В двух словах, если речь про обратную связь в школе или на работе, там обязательно должна быть оценка по критериям, комментарий о том, что получилось, и конструктивная критика – что не получилось, как улучшить. Под конструктивной критикой имеется в виду сказать, как есть, но при этом не токсично, с использованием фактов, без всяких непонятных и оценочных слов. Ну то есть этот этап всегда в правильном виде должен был быть максимально понятным, справедливым, не обижающим и без лишних эмоций. Нам нужно, чтобы ученик или сотрудник после нашей обратной связи не с моста хотел прыгнуть, а захотел быстрее, выше, сильнее. И тем не менее, кажется, даже в таком виде это стало вызовом. Зумеры не готовы слышать вообще никакой конструктивной критики, даже высказанной экологично и по всем правилам. Вот что пишет Джо Дэвис (у Fortune подписка платная, поэтому поделюсь с вами переводом):

«Предоставление обратной связи всегда было одним из сложных моментов в работе управленцев, но с появлением в офисах зумеров это стало ещё и "опасно" делать. И это повод искать новые подходы к своим сотрудникам.

Джо Дэвис, считает, что современные руководители столкнулись с проблемой «повышенной ранимости» представителей поколения Z – зумеров.

Эксперт отмечает, что всё больше руководителей жалуются на то, что не могут наладить с молодыми сотрудниками конструктивный диалог: как только сотрудник-зумер слышит в свой адрес даже небольшие замечания или конструктивную критику, то моментально жалуется на то, что его ментальному здоровью наносится вред.

Также такие сотрудники склонны замыкаться в себе, игнорировать требования коллег или руководства, демонстрируя обиду.

Однако замечания на работе необходимы, уверены представители бизнеса, ведь без обратной связи труднее развиваться. К тому же порой лучше заранее предотвратить плачевные последствия некорректных действий, чем игнорировать их.

Дэвис считает, что современное молодое поколение действительно отличается от своих коллег более старшего возраста. «Они ждут от своей работы чего-то иного, нежели мы с вами. Они ждут, что офис станет для них таким же дружелюбным и безопасным местом, как дом. Не могу сказать, что это плохо – эти люди хотят работать и развиваться как специалисты в психологически комфортной им среде. Несмотря на то, что они всегда понимают как собственные цели и задачи, так и цели компании, им бывает сложно делать над собой усилие и адекватно воспринимать критику. Возможно, нам стоит начинать учиться искать новые подходы к своим сотрудникам», - заключил Дэвис».

Что думаете? Если вы поколение Y, X или старше, готовы ли вы, как Дэвис искать новые подходы к молодёжи? И как это делать? Совсем уйти от обратной связи на рабочем месте? А если плотнее внедрить инструмент обратной связи в школах, есть шанс, что лет через 10 на работу будут приходить выпускники, привыкшие к этому? Ведь, что греха таить, инструмент обратной связи в школах только в мире начал появляться последние 10 лет, у нас в России пока только в единицах школ. Но я вижу, что дети легко и быстро привыкают и научаются давать обратную связь друг другу и чем больше привыкают, тем адекватнее относятся к своим ошибкам, к их разбору. Очень интересно мне про это с вами порассуждать.

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.