В 2,5 км от последней точки нашего маршрута, посёлка Некрасовское, расположен Николо-Бабаевский монастырь. Некогда он являлся одной из крупнейших православных обителей Верхневолжья. Тысячи паломников из Костромы и Кинешмы, Ярославля и Рыбинска прибывали сюда на волжских пароходах.
Своим экзотическим названием монастырь обязан рулевому веслу - «бабайке». По преданию, в XIV веке именно на такой бабайке, прибитой волнами к берегу Волги, была найдена икона Святого Николая, давшая начало обители.
В Николо-Бабаевском монастыре провел шесть последних лет земного бытия Игнатий Брянчанинов (1807-1867) - выдающийся духовный писатель и богослов. В стенах обители он завершил главный труд своей жизни – «Аскетические опыты».
После революции монастырь подвергся полному разгрому. Были разрушены «зимний» Никольский собор (1821), снесена ярусная колокольня. Превратилась в руины монастырская гостиница, сильно обветшали другие постройки.
Не миновала горькая участь и главный храм монастыря – монументальный собор во имя Иверской иконы Божией Матери. Он был построен в 1877 г. столичным архитектором И.И. Горностаевым. Купол представлял подобие архиерейской митры с 12-ю чтимыми иконами Христа и Богородицы. Памятник служил высотной доминантой всего монастырского ансамбля. По свидетельствам, его исполинская глава за много вёрст возвышалась над волжской гладью, будто путеводный маяк. Однако в 1940-м году храм был взорван.
Специалисты усматривали в нём сходство с Успенским православным собором в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), возведённым в 1868 г. по проекту А.М. Горностаева, дяди помянутого зодчего.
Финны свой собор сохранили
Из старых святынь в Бабаевском монастыре уцелела единственная церковь во имя Иоанна Златоуста и Сергия Радонежского (1821 г.) В 1988 г. в ней были обнаружены чудом сохранившиеся мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Решением епархиальных властей они были перенесены в другой ярославский монастырь – Толгский, как место, более посещаемое, и обладающее лучшими условиями и надёжной охраной.
Меж тем, есть в Бабаевской обители место удивительное, чудесно располагающее к созерцанию и душевному покою. Это беседка с видом на Волгу, поставленная в каком-то фантастическом саду камней.
Не знаю как в японском Киото, но здесь реликтовые валуны покоряют своей первозданной мощью, завораживают причудливыми гранями изломов.
Мало-помалу монастырь возрождается к новой жизни. Немногочисленные насельники продолжают здесь иноческое служение. Однако жить они предпочитают во вновь возведённых деревянных кельях. Зимой протопить их гораздо легче, чем каменные палаты с метровыми стенами.
В 2014 году на месте разрушенного Иверского собора возведен новый храм.
Внимание туристов также привлекает источник минеральной воды, бьющий рядом с обителью. Концентрация солей в ней очень высокая – чтобы сделать хотя бы глоток, нужно разбавить 1:8. Тогда вода кажется приятной, на вкус напоминает «Славяновскую» из Ессентуков.
И конечно, замечательно хороши виды волжских просторов, открывающиеся от монастыря.
P.S. Материал является продолжением темы «На пути из Ярославля в Кострому. Неизвестные памятники Золотого кольца»:
Лютово, вотчина дворян Свечиных
Красное, вотчина сенатора Племянникова