Найти тему

На пути из Ярославля в Кострому. Неизвестные памятники Золотого кольца (часть II)

Лютово, вотчина дворян Свечиных

Продолжу рассказ об интересных местах, расположенных близ шоссе Ярославль - Кострома.

В 5-ти км от Туношны находится село Лютово. Добраться до него не составляет труда - от трассы до места проложена хорошая, без единой выбоины, асфальтовая дорога.

(Для справки: не путать с ж/д станцией «Лютово», она на 1 километр дальше)

И право, короткая поездка вас не разочарует – в селе находится редкий памятник зодчества в стиле ампир - усадебная церковь во имя Спаса Нерукотворного.

Церковь Спаса Нерукотворного в Лютове, 1842 г.
Церковь Спаса Нерукотворного в Лютове, 1842 г.

Спасский храм возведен в 1842 году на средства помещика Дмитрия Михайловича Свечина, в 1816-1822 гг. «комиссионера провиантской комиссии провиантского департамента», владельца 238 душ в Лютове и окрестных деревнях, а также мукомольной мельницы и винокуренного завода.

По летописям, старинный род Свечиных произошел от лифляндского дворянина Христофора-Карла Дола, поселившегося в XIV веке в Псковских землях, и принявшего крещение под именем Василия. Правнук его Андрей Константинович имел прозвище Свеча.

Вид Спасской церкви в Лютове
Вид Спасской церкви в Лютове

В XVII веке Свечины служили воеводами на отдаленных рубежах России, подвизались при царском дворе в должностях стольников и стряпчих. В 1683 году предок нашего героя Михаил Петрович Свечин получил «за службу против турецкого султана и крымского хана» жалованную царскую грамоту и разные поместья.

Герб дворянского рода Свечиных https://gerbovnik.ru/og/v2/1672778821.jpg
Герб дворянского рода Свечиных https://gerbovnik.ru/og/v2/1672778821.jpg

Как видно в атласе Менде 1850-х гг. барский дом, расположенный посреди парка к северу от церкви, представлял собой развернутую полуротонду с галереями и двумя боковыми башнями (указан красной стрелкой). Увы, до наших дней он не дошел. Прекрасно различается на карте водяная мельница с плотиной на реке Кисме.

Фрагмент атласа Менде с селом Лютово и барским имением Спасское. 1850-е гг.
Фрагмент атласа Менде с селом Лютово и барским имением Спасское. 1850-е гг.

По исследованиям В.А. Лётина, в 1842 году столбовой дворянин Дмитрий Свечин пребывал в томительном ожидании. Он страстно жаждал рождения наследника. И крестить его намеревался непременно в новом вотчинном храме. Очевидно, мольбы исконного русского барина были услышаны – именно в тот год на свет появился долгожданный сын, в святом крещении нареченный Геннадием.

Алтарная часть храма
Алтарная часть храма

Проект храма разработан профессиональным архитектором П. Стольником. Мастер, неукоснительно следуя принципам модного тогда «имперского стиля», стремился придать своему творению собственные неповторимые черты.

Так, на небольшой по размеру четверик зодчий водрузил высокую световую ротонду, соразмерную по величине с кубическим основанием.

Вид церкви
Вид церкви

В итоге получилась не ступенчатая композиция, как например, у похожей ампирной Преображенской церкви в подмосковном Радонеже (1842). А скорее, торжественный монументальный столп, воздвигнутый в честь нового продолжателя рода!

4-х ярусная колокольня, также увенчанная небольшой ротондой, играет в композиции сугубо подчинённую роль.

Облик незаурядного памятника сильно портит плоский купол, очевидно появившийся в результате ремесленного ремонта. Право, со сферическим завершением более правильной канонической формы храм выглядел бы совершенно иначе. Для примера покажу эскизный набросок, сделанный в графическом редакторе (см. ниже).

Эскизный набросок с куполом, увеличенным по высоте и объёму
Эскизный набросок с куполом, увеличенным по высоте и объёму

Другой уникальной особенностью Спасского храма является овальный «тамбур», находящийся между четвериком и небольшой трапезной. Плавно очерченный объем, симметричный алтарной абсиде, вносит в образ строения «дворцовые» черты.

Округлый «тамбур» между трапезной и четвериком (см. справа)
Округлый «тамбур» между трапезной и четвериком (см. справа)

Очень интересны фризы, обрамляющие полуциркульные окна. Лихо закрученные ампирные картуши чередуются в них с фактурными, гротескно разведенными акантовыми листьями.

Обрамление оконного проёма
Обрамление оконного проёма

Над абсидой сохранился рельеф «Всевидящее Око Господне».

Рельеф «Всевидящее Око Господне»
Рельеф «Всевидящее Око Господне»

И наконец, просто великолепен интерьер храма. Архитектор придал ему черты торжественного колонного зала. Вид его живо напомнил, ни много, ни мало - домовую церковь Михаила Архистратига в Михайловском дворце, ныне Русском музее Санкт-Петербурга.

Интерьер Спасской церкви в Лютове
Интерьер Спасской церкви в Лютове

Весьма выразительно само расположение Спасской церкви на высоком берегу речки Кисмы.

Спасский храм в Лютове на берегу р. Кисмы
Спасский храм в Лютове на берегу р. Кисмы

Приятно постоять над весенним потоком, стремительно несущимся к мельничному омуту.

Кисма является притоком р. Туношонки, в свою очередь впадающей в Волгу. Поистине, великие артерии России полнятся малыми ручьями

Продолжение маршрута будет в следующей статье

Речка Кисма в Лютове
Речка Кисма в Лютове