Найти тему

На пути из Ярославля в Кострому. Неизвестные памятники Золотого кольца (часть III)

Красное, вотчина сенатора Племянникова

Следующей вехой нашего пути было село Красное.

Дорожный указатель на 34-м км Костромского шоссе
Дорожный указатель на 34-м км Костромского шоссе
-2

От свёртки на протяжении всех 3-х километров дорога шла на подъём, порой обретая порядочную крутизну. И чем выше наша машина забиралась в гору, тем больше воскресный вояж напоминал полёт на сказочном ковре-самолёте.

В таких местах лишний раз убеждаешься в правоте наших предков, наделявших слово «красный» высоким эстетическим смыслом: «красивый», «прекрасный».

С вершины холма открывалось бескрайнее пространство, широко раскинувшееся между Красным и Волгой - с полями, березовыми рощами, лентами дорог и зеленью лесных массивов. Справа, километрах в 10-ти, угадывалась долина р. Солоницы с белеющими на горизонте домами райцентра Некрасовское.

Вид с дороги
Вид с дороги

И всё это Диво Господне венчал храм, величаво царивший над окрестностями!

Речь об усадебной церкви во имя Воскресения Христова, построенной в 1707 г. в селе Красном стараниями Григория Андреевича Племянникова, преданного сподвижника Петра I, сенатора, одного из создателей Российского военно-морского флота.

Церковь Воскресения Христова в селе Красном, 1707 г.
Церковь Воскресения Христова в селе Красном, 1707 г.

Уважаемый профессор Н.С. Борисов даёт Воскресенской церкви самую высокую оценку: «Это очень редкий … быть может, даже уникальный образец ярусного вотчинного храма начала XVIII века». Трудно не согласиться - при круговом обходе памятник просто завораживал своим отточенным совершенством!

Ракурс Воскресенской церкви
Ракурс Воскресенской церкви

Церковь являет собой пример стиля Нарышкинского барокко, утвердившегося в России в конце XVII века. По мнению искусствоведов, это направление отличалось большой архитектурной выразительностью наряду с невиданным богатством декоративного убранства. К Нарышкинскому барокко относятся такие шедевры древнерусского зодчества, как церкви Покрова в Филях (1693), Спаса в Уборах (1697), Троицы в Лыкове (1697), и наконец знаменитая Знаменская церковь в Дубровицах (1690-1704).

Воскресенский храм стоит в этом ряду несколько особняком. Но при том, отнюдь не пребывает в тени великих подмосковных собратьев – его композиционное решение, несомненно, является одним из лучших. Основанием здесь служит не четверик, как например, у Спасской ц. в Уборах, а изящно очерченный овал, как и у церкви Знамения в Дубровицах!

Вид храма
Вид храма

Вместе с тем, насыщенный «нарышкинский» декор в убранстве ярославского памятника практически отсутствует.

Храм представляет собой «чистую кальку», первозданную матрицу нарышкинского стиля. Будто безвестные мастера намеренно отмели всё лишнее в стремлении найти зримое воплощение пресветлого чуда Господня.

Они сумели придать своему творению мотив торжественного взлёта. Движение неспешно начинают колонки овальной абсиды. Их разбег с ускорением подхватывают филигранные вертикали главного объема. Их нарастающая динамика передаётся граням большого восьмерика. И наконец, стремительное восхождение довершают два малых восьмерика и главка «с перехватом».

Композицию дополняют большие восьмигранные окна.

Фрагмент южного фасада
Фрагмент южного фасада
Алтарная часть храма
Алтарная часть храма

Впрочем, небольшой фрагмент буйного нарышкинского узорочья все-таки присутствует в убранстве Воскресенского храма. Над северным дверным порталом красуется панно с фигурными завитками, цветочными розетками и солярным знаком с 9-ю лучами.

Панно над дверным проёмом
Панно над дверным проёмом

Древностью веет от гранитных глыб, лежащих в основании крыльца. Возможно, они являются остатками фундамента изначальной деревянной церкви.

"Циклопические" ступени входного портала
"Циклопические" ступени входного портала

Интересно, что стройная шатровая колокольня середины XVIII века, по высоте почти вдвое превосходящая храм, на снимках, (да и воочию), выглядит строением второстепенным, сугубо подчиненным. То же можно сказать о протяженной трапезной начала 19 в.

Колокольня, середина XVIII в.
Колокольня, середина XVIII в.

Стоит уделить несколько слов заказчику храма Григорию Андреевичу Племянникову (1658-1713). Выходец из древнего рода дворян Племянниковых с 1671 года служил при царском дворе стряпчим. Петровские преобразования он принял с энтузиазмом, и удостоился чина стольника в ближайшем окружении Петра.

Капители колонн Воскресенской церкви
Капители колонн Воскресенской церкви

Проявив себя человеком инициативным и деятельным, Племянников в 1700 г. был назначен «товарищем» (заместителем) «главного адмиралтейца» графа Ф.М. Апраксина. В 1701 году под его надзором в Архангельске шло строительство 6-ти боевых кораблей, пополнялись судовые припасы и снаряжение. Миссия была расценена Государем как весьма успешная, и царском указом Племянников был поставлен во главе Приказа Адмиралтейских дел в Москве.

Святые ворота
Святые ворота
Реликтовый валун у церковной ограды
Реликтовый валун у церковной ограды

В 1703 году Племянников владел «железным заводом», на котором отливались орудия для военных судов.

Выпадали на его долю и весьма жестокие поручения. Так, в 1708 году Петр I повелел Племянникову «воров Булавинцев, которые ныне на Воронеже, казнить и перевешать по дорогам ближе тех городов, где они жили и воровали».

В 1711 году Племянников стал одним из первых девяти российских сенаторов. Одновременно продолжал выполнять важные указания Петра по «присылке адмиралтейских припасов», для чего "подолгу пребывал на флоте».

Ракурс храма
Ракурс храма

Жил он по большей части в Москве в усадьбе «Загорье», но нередко посещал свою ярославскую вотчину. И судя по всему, последние дни провел именно в Красном, поскольку в 1713 году был похоронен в ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

Колокольня Воскресенской церкви в Красном
Колокольня Воскресенской церкви в Красном

Очевидно, Григорий Племянников обладал хорошим художественным вкусом. Храмовый иконостас он заказал одному из выдающихся мастеров Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву.

По мнению искусствоведов, кисти последнего может принадлежать большая икона «Спас на троне с предстоящими» 1707 г., происходящая из церкви села Красного. Ныне она является одной из «звезд» собрания древнерусской живописи Ярославского художественного музея.

Талантливый иконописец изобразил Христа на удивительно красивом зеленоватом фоне в окружении Ярославских князей Феодора, Давида и Константина, а также Кирилла и Афанасия Александрийских, и мученицы Ирины. По традиции, состав избранных Святых определялся самим заказчиком, как правило из числа Божьих Угодников, тезоименных его родным и близким.

Икона «Спас на троне с предстоящими» 1707 г., происходит из церкви села Красного. Собрание Ярославского художественного музея. Фото сделано на выставке в Митрополичьих палатах непосредственно с доски
Икона «Спас на троне с предстоящими» 1707 г., происходит из церкви села Красного. Собрание Ярославского художественного музея. Фото сделано на выставке в Митрополичьих палатах непосредственно с доски

После смерти сенатора Г.А. Племянникова Красное отошло его сыну Петру Григорьевичу Племянникову, генерал-аншефу, герою Прусской войны и завоевания Крыма. Особенно отличился он в сражении при Кагуле, где «атакой нанёс по туркам сильный удар». Был удостоен орденов Святого Георгия и Александра Невского.

Вид храма
Вид храма

Среди прочих достопримечательностей Красного интересно старое здание школы с памятными досками в честь здешних уроженцев, участников Великой Отечественной войны. В том числе полного кавалера трех орденов Славы Александра Ивановича Батова (1923-1992), разведчика 11-го танкового корпуса 8-й гвардейской армии.

Честь и слава героям, наносившим "сильные удары" по врагам России!

Здание школы в селе Красном
Здание школы в селе Красном
Памятная доска на стене школы
Памятная доска на стене школы

Далее наш путь по Костромскому шоссе лежал в древний посад Большие Соли (ныне посёлок Некрасовское) на живописной реке Солонице. Но об этом в следующей статье

P.S. Материал является продолжением темы «На пути из Ярославля в Кострому. Неизвестные памятники Золотого кольца»:

Лучинское. Сопёлки. Туношна

Лютово, вотчина дворян Свечиных

Костромское шоссе у свёртки к с. Красному
Костромское шоссе у свёртки к с. Красному