В 2024-м году почтенные старички Deep Purple решили блеснуть и выложили на публике две песни со своего нового альбома, который планируется к выходу вот-вот. Не думаю, что фанаты группы ожидали именно такой блеклой музыки. В то же время незадолго до этого другие престарелые динозавры – Uriah Heep – выпустили свой новый альбом «Chaos & Colour». И оказалось, что Мик Бокс, несмотря на неравную расстановку сил, в частности, совершенно фанфаронного вокалиста и двух совсем неизвестных никому до этого музыкантов, создал поистине шикарный шедевр. И этот шикарный шедевр своим блеском просто может затмить стремительно угасающее сияние «Темно-лиловых» на веки вечные и показать, что у «Хипов» пороха в пороховницах еще хватит до конца вечности.
Очень не люблю я вокал Берни Шоу в Uriah Heep, причем так, что готов его отправить в Deep Purple вместо престарелого Иэна Гиллана поучиться как надо петь настоящую рок-музыку. Ну не вокалист это, а жалкий шаромыжник со всеми вытекающими из этого последствиями. Ну, точно такой же, каким до недавнего времени был Стив Морс в Deep Purple. Но Стив Морс давно остался в воспоминаниях преданных ему фанатов, а Шоу по-прежнему остается в нынешних снах ужасов фанатов Uriah Heep.
На видео: Uriah Heep в 2023 году
Ну ладно, не будем о плохом, а будем об не очень плохом. Слава Богу, что Стив Морс не перебрался в Uriah Heep, и там по-прежнему заправляет корифей гитарной эстетики Мик Бокс. Ясно, что Мик Бокс до уровня Блэкмора даже на космической ракете не долетит, но если бы Блэкмора вдруг каким-то чудом приняли вместо него в Uriah Heep, то этой прославленной в веках группе сразу же пришел бы конец, причем катастрофический. И сами понимаете, почему.
Я не хочу сказать, что «Хипы» сегодня звезды с неба хватают – Берни Шоу всё сделал, чтобы даже байроновские и лоутоновские хиты на концертных выступлениях слушались так, будто их исполняет хор глухонемых из села Палеха. Тем не менее, музыканты, кроме фронтмена, в нынешнем составе группы подобрались всё более-менее понимающие, а Мик Бокс, как истинный «хиповец», не дает им расслабиться. Иначе не объяснить, почему этот старичок еще до сих пор в деле.
Да, Uriah Heep закончились с уходом Дэйвида Байрона в 1976 году, но при Лаутоне об окончательном конце никто не заикался. А вот уже начиная с 80-х «Хипам» и на самом деле настали кранты. Сначала этот припадочный Сломан, затем молотобоец Пит Голби, которому самое место в «Металлике», а не в «Хипе». Короче, к альбому «Экватор» 1985 года группа пришла с таким идиотским музыкальным саундом, что не только Байрон перевернулся бы в гробу, но и Лаутон, если бы он к тому времени помер.
Однако в 1986 году в Uriah Heep каким-то образом затесался уличный шаромыжник Берни Шоу, который хоть тоже был не фонтан, но в его исполнении песни Байрона хотя бы на половину могли приблизиться к оригиналу. Правда, композиторские данные музыкантов группы с уходом Хенсли были на полном нуле, потому им приходилось обделывать всякие чужие шлягеры, как это проделывали всю свою сознательную жизнь Манфред Мэнн и Род Стюарт – на том и выехали. Но и каверщики с «хипов» были никудышные, поэтому Мик Бокс продолжал клепать для группы свои собственные песни, надеясь на то, что Шоу придаст им нужное «хиповское» направление.
Короче, ничего у «Хипов» с «хиповским» звучанием не получалось, они продолжали сочинять какой-то давно всем уже надоевший AOR, все больше и больше отдаляясь от музыкального наследия Кена Хенсли. Даже когда группе удалось записать в 1995 году по-настоящему шикарный альбом «Sea of Light», он походил на старый Uriah Heep, как Санта Клаус на Папу Римского. Да, альбом был шикарный, но, за редким исключением, он напоминал музыку группы Yes, а не Uriah Heep, потому что Кен Хенсли, когда сочинял музыку для группы, не занимался музыкальными полотнами, а сочинял только относительно короткие шлягеры с простым музыкальным наполнением.
На аудио: альбом Uriah Heep "Sea of Light" 1995 года, записанный еще с Керслейком и Болдером
На альбоме «Sea of Light» шлягеров нет – весь альбом в целом как шлягер, но это все же не Uriah Heep, за исключением первого номера, но на этом сходство с наследием Хенсли и заканчивается.
Но после этого альбома снова пошла всякая мейстримовая белиберда, и вокал Берни Шоу эту белиберду никак не украшал. Правда, я продолжал прослушивать каждый новый альбом группы, намереваясь сделать из более-менее годных песен некое подобие сборника, за который если и было бы кому-то стыдно, то не очень. Песенки, достойные сборника, все же находились, хотя, в основном, с более обширной инструментальной составляющей. Вокал по-прежнему убивал все попытки сделать музыку «новых» Uriah Heep хоть как-то похожей даже на самые минимальные классические достижения.
Итак, за последние 36 лет «Хипы» записали с этим вокалистом-долгожителем целых 10 альбомов (не считая альбом самокаверов), и я, прослушивая каждый из них, вдруг начал замечать, что с постепенным уходом старых, «классических» музыкантов – Ли Керслейка и Тревора Болдера, саунд группы как-то начал свежеть не по дням, а по часам, и всё больше и больше напоминал старых добрых Uriah Heep. Парадокс какой-то!
В какой-то момент я обратил внимание на то, что не только Мик Бокс перестал использовать свою гитару для достижения технического совершенства, а начал буквально «чесать» на ней что попало, как и в старые добрые байроновские времена. Как можно понять, он подговорил то же самое начать практиковать и клавишника Фила Лэнзона, и тот с готовностью отозвался на этот призыв. Он забросил на пыльную полку свои синтезаторы, заменив их одной только древней «Ямахой» и совершенно распоясался, извлекая из нее чудовищные, но такие близкие любому ценителю классических «Хипов» рокеру звуки.
И что вы думаете??
Бокс и Лэнзон заиграли в унисон так громко, что музыка Uriah Heep в какой-то момент наконец-то стала походить именно на музыку классических Uriah Heep, а не на какой-то там «Форинер», или, не к ночи будь помянуты – «Бэд Компани» с «Европой». И это было просто чудо – даже противный вокал Берни Шоу не смог испортить этот праздник, а кто мне не верит, пусть прослушает последние несколько альбомов группы и согласится со мной по всем пунктам.
Короче, апофеоз этого праздника под названием «почти возрожденные Uriah Heep» случился с выходом в прошлом, 2023 году, последнего студийного альбома группы – «Chaos & Colour». Этот альбом просто великолепен, конечно, это не классика, тем не менее, альбом убойный даже несмотря на Берни Шоу, который постоянно стремится испортить новообретенный «хиповский» саунд. Композиторские данные авторов песен, конечно же, не блещут, тем не менее, музыка посвежела, Бокс с Лэнзоном зажгли чисто «по-хиповски», как в добрые старые времена. Да, Лэнзон – это не Хенсли, но он тут начал действовать на своем инструменте совсем не хуже. Жаль, конечно, что он не композитор, но и так сойдет – хотя бы под конец карьеры заиграл, как человек, а не как лабух.
На аудио: тут полностью альбом Uriah Heep "Chaos & Colour" 2023 года, записанный уже с Гилбруком и Риммером
И вот я думаю, что если бы на альбоме вместо Шоу снова засветился Байрон, то этот диск мог бы занять достойное место среди альбомов группы 70-х. Правда, на нем начисто отсутствуют умопомрачительные баллады а-ля Кен Хенсли, но надо радоваться хотя бы тому, что боевики не подкачали. Кстати, на этот альбом в качестве фронтмена можно было бы втиснуть и Джона Лаутона, жаль только, что он не дождался этого поворотного момента и умер.
Но, повторяю – альбом получился просто шикарным. И тут можно вспомнить других динозавров рока – Deep Purple, которые так сильно опозорились с выпуском своих последних альбомов. В то время, как «Хипы» постепенно возвращались к своему классическому звучанию и наращивали драйв, «Парплы» наоборот – всё дальше и дальше уходили от своих корней, музыка их становилась всё тише и тише, и они стали похожи на кого угодно, только не на Deep Purple.
А вот совсем недавно «Парплы» выпустили на публику две песни из будущего своего альбома, который к выпуску готовится вот-вот. И что сказать об этих песнях?
Сравните новые песни Deep Purple с новыми песнями Uriah Heep. Только не надо рассказывать про ностальгию
Ну да, творческую власть в группе захватил Иэн Гиллан, и всю сочиняемую остальными музыкантами музыку он реформирует исключительно под себя и под свой вокальный гений. Но так как вокал Маэстро сегодня не тянет хард-рок ни в каком виде, то Deep Purple превратились в классическую психоделическую группу с намеком на древний арт-рок, потому что Иэн Гиллан уже не тянет даже прогрессив, на котором группа пыталась выехать в 90-х и начале 2000-х.
И вот, судя по двум песням, которые наверняка составляют лучшую часть альбома, можно понять, что доблестный Роджер Гловер и потрясающий Иэн Пэйс никогда в жизни при Гиллане не сочинят уже чего-то подобного «Speed King», «Fireball» или «Smoke on the Water», а тем более «Child in Time» или «Highway Star». Нет, они могли бы сочинить, но Маэстро просто не потянет. Он и перечисленные хиты, тысячу раз сыгранные и спетые за полвека, уже не тянет, а что вы хотите от новых песен в этом стиле?
Нет, я больше не хочу крошыть батон на Маэстро Гиллана, пусть занимается тем, чем хочет. Я просто пытаюсь сравнить два последних творения этих двух групп-динозавров рока и выяснить, какое их них убойнее. Ясно, что по материальной базе Deep Purple в гораздо более выигрышном положении – все музыканты группы – прошедшие грандиозные сражения виртуозы, даже новый гитарист Саймон Макбрайд – и тот мастер своего дела, причем очень высокого уровня.
А что мы видим в «Хипах»? Боец, прошедший и Крым, и Рым, и медные трубы, тут только один, это, ясное дело, Мик Бокс, а остальные музыканты или голимые новички (барабанщик Рассел Гилбрук и бас-гитарист Дэйв Риммер), или творческие прощелыги (Берни Шоу) или профессиональные конъюнктурщики (Фил Лэнзон). Поэтому всю эту тяжелую лямку приходится тянуть только одному Боксу, но что мы видим?
А мы видим, что он один сделал в творческом плане на порядок больше, чем сделали Deep Purple в полном своем составе. Или кто-то считает, что две новые песни «Темно-лиловых» круче, чем любые две песни с нового альбома Uriah Heep?
Не смешыте мои белые тапочки, как сказал граф Дракула, когда ему предложили покурить трубку мира с турецким султаном.
Нет, друзья мои. Я еще не слышал альбом Deep Purple полностью, но уже по двум опубликованным на Ютубе примерам я знаю наверняка, что альбом Uriah Heep «Chaos & Colour» гораздо круче.
А кто считает иначе, тот пусть обоснует свои претензии, только не говорит, что Гиллан уже старенький, и крошыть на него из-за этого батон просто неприлично. Мик Бокс немногим моложе Маэстро – всего на два года, но он выдал такой альбом, которому Иэн Гиллан не сможет уже противопоставить ничего, хоть даже он пробегает на сцене до 100 лет.
Трек-лист:
1). Save Me Tonight (3:30) «Спасите меня сегодня вечером».
2). Silver Sunlight (4:31) «Серебряный солнечный свет».
3). Hail the Sunrise (4:23) «Слава восходу солнца».
4). Age of Changes (5:50) «Эпоха перемен».
5). Hurricane (4:50) «Ураган».
6). One Nation, One Sun (7:36) «Одна нация, одно солнце».
7). Golden Light (5:09) «Золотой свет».
8). You'll Never Be Alone (7:58) «Ты никогда не будешь один».
9). Fly Like an Eagle (3:49) «Летать как орел».
10). Freedom to Be Free (8:11) «Свобода быть свободным».
Бонус:
11). Closer to Your Dreams (3:37) «Ближе к твоей мечте».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ URIAH HEEP НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»
Альбом неизданных в свое время песен Uriah Heep периода Дэйвида Байрона 1970-1976 гг.
В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут