«Волга» в СССР пользовалась таким спросом, что ни в каких технических изюминках, в общем-то, и не нуждалась. Но они все-таки были...
В эпоху 70-х каждая новая модель автомобиля была событием государственного масштаба: слишком редко автоновинки появлялись на свет. Поэтому за глаза их называли очень просто: скажем, «новый Запорожец» или «новая Волга». В последнем случае всем было понятно, что речь идет об автомобиле ГАЗ-24.
Судьба «новой Волги» сложилась фантастически удачно – ни до нее, ни после ничего подобного в нашем автомире не было. Тогда отрывали с руками любой автомобиль, но ГАЗ-24 как-то мгновенно отделился от остальных своим фантастическим по тем временам ценником в 9150 рублей. Предыдущая «Волга» стоила 5600 рублей: почти вдвое меньше. При этом купить ее для личного пользования можно было только сложным бюрократическим путем: требовалось ходатайство куда-то «наверх» с обоснованием того, что будущий владелец заслужил право на такую машину, поскольку является очень-очень заслуженным – артистом, ученым, чемпионом и так далее. И все это – на фоне того, что никакими техническими супервозможностями «новая Волга» похвастаться не могла: фактически она устарела до появления на свет.
Впрочем, многие особенности ее конструкции и сегодня могут показаться интересными. Вспомним самые забавные из них.
Даже сегодня многие не знают, что автомобиль ГАЗ-24 изначально считался шестиместным. Действительно, справа от водителя могли размещаться еще два пассажира. В первых описаниях «новой Волги» число мест указывали как 5-6. Передний подлокотник в сложенном состоянии преобразовывался в дополнительное место. Впрочем, с появлением требований по ремням безопасности шестое место незаметно исчезло как из описаний, так и из памяти.
Ненавистники «новой Волги» во все времена издевались над «кривым расположением рулевого колеса». Дескать, водитель должен сидеть чуть ли не боком. Так оно, честно говоря, и было: эту машину изобретали с чистого листа, желая сделать ее «побольше». Но, по действовавшему тогда стандарту США, на переднем сиденье дозволялось разместить троих, если расстояние от центра рулевого колеса до обивки правой двери составляло не менее 1100 мм. Однако расположение рулевого механизма было уже определено сложившейся конструкцией лонжеронов рамы и картера рулевого механизма. Поэтому единственной возможностью достичь этих самых 1100 мм было перемещение рулевого колеса с рулевой колонкой влево. Так и сделали: получилось немножко криво…
Все «двадцатьчетверки», на зависть остальным легковушкам, имели встроенную защиту от воришек –любителей чужого бензина: в горловине бензобака стояли сеточки, не дававшие опустить внутрь шланг. Впрочем, выход был: в донышке баков имелось сливное отверстие… А еще одна изюминка волговских бензобаков – мерный щуп под резиновым ковриком в багажнике. При этом пробка бака была соединена с металлической цепочкой – чтобы не потерялась (и чтобы, извините, не сперли).
Первые образцы ГАЗ-24 отличались необычными спидометрами: вместо стрелки там ползала вдоль шкалы лента, натянутая между двумя катушками. К сожалению, оригинальность поселилась на Волге вместе с ненадежностью. Заводчане взвыли от рекламаций, а потому ленточная конструкция вскоре уступила место привычной стрелочной.
Необычным образом на «новой Волге» включался вентилятор принудительного охлаждения. Им управляла электромагнитная муфта, датчик же располагался в верхнем бачке радиатора. Но судьба решения была той же, что и у спидометра недолго: все та же ненадежность привела к тому, что от муфты отказались, а вентилятор стал крутиться постоянно, как на ВАЗ-2101.
Усилитель тормозов был на этой машине жизненно необходим. Но с конвейера устанавливали не привычный сегодня вакуумный, а так называемый гидровакуумный, расположенный в передней правой части моторного отсека! Вакуумные усилители на «Волгах» все-таки появились, но значительно позже.
Любопытный нюанс был связан с поворотными форточками. В закрытом положении их замки находились в вертикальном состоянии, а вот для открывания их надо было установить горизонтально. Позже конструкцию все-таки поменяли на аналогичную «жигулевской». Это было вызвано тем, что со временем форточки немного провисали, и замки все время цеплялись за ответную часть.
Большим достоинством «новой Волги» считалось практически полное отсутствие электроники, что резко облегчало ее обслуживание. Здесь не было даже сгораемых предохранителей: в случае чего, надо было стукнуть кулаком по сработавшему биметаллическому «охраннику» и спокойно продолжать движение. А вот регулятор напряжения при этом был бесконтактным, транзисторным! А ведь даже на ВАЗ-2101 он при этом был контактным, механическим.
ГАЗ-24 отличали от прочих машин-одногодок гнутые боковые стекла, увеличивающие объем салона. На этих машинах серийно устанавливали противотуманные фары, что также было уникальным явлением. Еще одной любопытной особенностью был странный факт: с этой машины ничего не крали! Просто в этом не было смысла. Из-за того, что «Волги» использовали в такси, запчастей к ним было в избытке: купить можно было все и по сходной цене, чего не скажешь про «Жигули». И если «вазоводы» постоянно прятали в салонах наружные зеркала и стеклоочистители, то обладатели волжанок только посмеивались: мол, мы до такого унижения не опускаемся...
Впрочем, криминальные дельцы отнюдь не брезговали такими машинами, но предпочитали забирать их целиком…
Что еще почитать:
Запретный мотор: почему в СССР не было дизельных легковушек
А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории