Что есть гармония?
Слово гармония образовано от греческого слова harmonia («связь, порядок, строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность»).
Гармония - объект исследования многих наук: философии, эстетики, искусствознания и педагогики. Поисками гармонии человечество занималось всегда, с тех пор как древний человек нанес первый рисунок на стену своей пещеры.
В латинской науке определение гармонии впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):
«Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония - это единение многого и согласие разногласного».
Понять и объяснить гармонию пытались не только художники, поэты и музыканты, но и математики, алхимики, астрологи. Древнегреческий философ Аристотель писал: «Движение светил рождает гармонию, поскольку возникающие при этом движении звучания благозвучны».
В бессмертной трагедии И.В. Гёте «Фауст» в переводе Б.Л. Пастернака речь идёт о Фаусте - учёном, который заключает сделку с дьяволом, обменяв свою душу на безграничные знания и мирские удовольствия.
В одном из эпизодов мы видим Фауста, который внимательно рассматривает изображение в книге Мишеля Нострадамуса и видит знак макрокосма:
Какой восторг и сил какой напор
Во мне рождает это начертанье!
Я оживаю, глядя на узор,
И вновь бужу уснувшие желанья,
Кто из богов придумал этот знак?
Какое исцеленье от унынья
Даёт мне сочетанье этих линий!
Расходится томивший душу мрак.
Всё проясняется, как на картине.
И вот мне кажется, что сам я – бог
И вижу, символ мира разбирая,
Вселенную от края и до края.
Теперь понятно, что мудрец изрёк:
«Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и всё в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него».
Фауста привлекает магический знак макрокосма – гексаграмма (шестиконечная звезда Давида). Это знак высшей гармонии, это некая формула вселенной, единый закон которого хочет постичь Фауст. Он с интересом рассматривая этот знак, находит геометрические рисунки, которые отражали отношения между человеком и вселенной.
Куб обозначает землю, пирамида — огонь, а восьмиугольник — воду.
Таким образом, знак макрокосма навёл Фауста на мысль о гармонии мироздания.
А как понимал гармонию А.С. Пушкин с точки зрения искусства в своей трагедии «Моцарт и Сальери» (1830г.)?
Маленькая трагедия состоит всего из двух сцен.
В первой Сальери размышляет о том, что
«…нет правды на земле.
Но правды нет — и выше».
Это крылатое выражение обозначает несправедливость судьбы. Герой размышляет о том, что он посвятил всю свою жизнью искусству, усердно трудился, в конце концов музыка стала для него ремеслом — трудом, который не связан с творчеством:
«музыку я разъял, как труп. Проверил
Я алгеброй гармонию».
Он разочарован тем, как легко даётся сочинительство Моцарту — «гуляке праздному». Сальери кропотливо трудится, отрёкся от праздной жизни, учась искусству музыки. Музыка давалась ему с трудом, и лишь упорными занятиями он достиг успехов.
Вот как отзывался поэт О.Э. Мандельштам: «Сальери достоин уважения и горячей любви. Не его вина, что он слышал музыку алгебры так же сильно, как живую гармонию».
А Моцарт – "праздный гуляка", свои произведения он называет "безделицами", он творит легко и непринужденно:
Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал…
А у Моцарта мы видим вдохновение, он творит легко, без усилий.
Как же у Моцарта получается так легко творить, отвлекаясь на земные дела?
Моцарт - добрый гений, жизнерадостный, он во всём видел красоту, даже в игре какого-то уличного музыканта. Получает вдохновение от Бога.
Творчество Моцарта — настоящее искусство.
«Сальери, рассказывает Пушкин, поверял алгеброй гармонию, но «творить» ему не было дано, и он удивлялся, даже негодовал, почему Моцарту, который такой поверкой не занимался, удалось подслушать райские песни, а ему, Сальери, не удалось…»,
- пишет Лев Исаакович Шестов («Афины и Иерусалим»).
Какой смысл вкладывает Моцарт в слова «союз… двух сыновей гармонии»?
Моцарт, искренний и весёлый, «верит мира совершенству», для него понятие дружбы свято. Моцарт доверчиво тянется к Сальери, с удовольствием навещает его, готов пообщаться и отобедать с ним.
Он поднимает бокал с отравленным вином со словами:
За твоё
Здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
и направляется к фортепиано, чтобы сыграть «Реквием». Затем покидает трактир, почувствовав себя нездоровым.
Прекрасная, гениальная музыка затрагивает светлые струны души, зовет к прекрасному.
Многие поэты, писатели, художники видели гармонию в природе, восхищались её красотами. Некрасов писал «нет безобразья в природе…»...
Но поэт Н.А. Заболоцкий не воспринимает природу как воплощение гармоничного начала:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
В его словах чувствуется грусть, он пишет о дисгармонии человека и окружающего мира:
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
Заболоцкий считает, что сама суть мира, который нас окружает, имеет дисгармоничное начало, кроме того, что создал человек.
Автор полагает, что технологии смогут направить её (природу) на путь гармонии.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Конец стихотворения - развёрнутое сравнение природы с матерью всех живущих на земле:
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Гармонию человека и природы поэт сопоставляет с тёплыми взаимоотношениями матери и ребенка. Эти отношения являются самыми чистыми и бескорыстными, ведь в их основе лежит любовь.
У французского художника Клода Моне есть картина «Кувшинки. Гармония в зелёном».
Неудивительно, почему картина так названа.
Всего в часе езды от Парижа, в Нормандии, находится деревня Живерни. Там был потрясающий сад, который Клод Моне бережно создавал на протяжении многих лет. А также пруды с плакучими ивами и кувшинками, которые стали визитной карточкой художника-импрессиониста Моне. (Моне не только писал картины, но и увлекался садоводством).
Сад для него стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал:
"Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели".
Каждый уголок здесь поражает цветами, сочетанием оттенков и игрой света.
«Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи»,- писал о своих впечатлениях Жорж Клемансо.
Это ли не счастье — прожить всю свою жизнь в тихом зеленом уголке земли, недалеко от шумного Парижа, в компании самых близких людей, занимаясь любимым делом!
Картины художника, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту, поражают яркими сочными цветами.
Это ли не гармония, которая разлита в природе?
Эх, как хотелось бы заглянуть в этот сад, ощутить присутствие мастера, подышать единым с ним воздухом.
О Моне мы можем сказать, что у него гармоничный внутренний мир.
Люди всегда стремились к гармонии во всём: в музыке, творчестве, философии и в жизни. Состояние гармонии для многих - баланс телесного, душевного и умственного комфорта. Это когда ты ощущаешь, что у тебя есть все, что ты хотел, чего ты желаешь.
Желаю и вам жить в постоянном ощущении гармонии с собой и с миром!
Оцените афоризмы о гармонии:
• Из разнообразия возникает совершенная гармония. Гераклит.
• Добро и зло находятся в мире в одинаковом количестве. Отсюда следует необходимое равновесие добра и зла в природе, равновесие, обусловливающее гармонию. Ж.Робине.
• В самой полной гармонии можно находиться только с самим собою, не с другом, не с возлюбленною, ибо различие индивидуальности и настроения всякий раз производит некоторый, хотя бы незначительный диссонанс.
А.Шопенгауэр.
Как поднять настроение и стать счастливым читайте здесь: