9,2K подписчиков

Какими приёмами заставляют детей есть в детском саду

2,6K прочитали

Слово «заставляют» в заголовке условно. Речь пойдет о приемах, которыми опытнее воспитатели побуждают есть детей в детском саду. Так, чтобы все с энтузиазмом взяли ложки и слопали хотя бы половину. За годы работы видела немало интересных подходов.

Но про то, что в детском саду насильно заставляют есть тоже нужно поговорить. Да, такое встречается. Методы шантажа (не съешь, мама за тобой не придет и тебя не заберет) и угроз (вылью суп за шиворот, а кашу разложу по карманам) тоже, увы, может присутствовать. Воспитатели, которые их используют, убеждены, что все средства хороши, чтобы ребенок был сытым.

Однако это не так. Желудок будет сыт, а личность подавлена. Дети с сильной нервной системой и упрямым характером будут сопротивляться:

  • плевать в пищу;
  • подкладывать куски другим детям;
  • делать вид, что невзначай разлили суп или компот и т.п.

Дети, ранимые, чувствительные будут покорно жевать со слезами на глазах. Боясь при этом, что их стошнит и на них обрушится лавина криков.

Ну и кому от такого обеда хорошо? Воспитатель злой, издерганный. Дети без настроения. Они получили опыт психологического насилия.

Уважающий себя воспитатель не будет рисковать своей репутацией. От него вы за обедом не услышите угроз, криков, шантажа. Как сказала одна опытная коллега: «Любого ребенка можно уболтать, убедить и накормить». Просто не всем хочется тратить на это силы. Приказать и прикрикнуть легче же.

Едим не только за маму и папу

За кого только не едят дети в детском саду у находчивых педагогов. Например, за животных Африки. Тема была такая на занятии. В группе плакат остался висеть. Вот воспитатель, указывая на слона, говорит, что он проголодался. Кто-то из детей даже добавляет, что слон ротик открыл даже.

Нужно съесть ложку за слона обязательно.

В этом случае срабатывает прием идентификации. Чем младше воспитанник, тем легче ему идентифицироваться с любым героем. В младших и средних группах с удовольствием поедят за слона, жирафа, верблюда, льва.

Старшие дети, конечно, заметят нелогичность: как же мы накормим слона, если ем я? И слон вряд ли будет есть гороховый суп и кашу. Но о приемах для старших дошкольников поговорим чуть позже.

А пока, за кого можно еще поесть. В этом подходе важно использовать детские впечатления последних дней и их хобби.

Ну что, слон, съешь за меня немного каши?
Ну что, слон, съешь за меня немного каши?

Дети, перед днем космонавтики, узнали о планетах солнечной системы. Как за обедом не съесть за Меркурий, Венеру, за нашу родную Землю. Особо сообразительные детки даже понимали, что Меркурий – маленький, за него можно чуточку съесть, а за самую большую планету нашей системы Юпитер придётся даже две ложки съесть.

Еще была свидетелем, как ели за героев только что просмотренного мультфильма про Карлсона. Героев там маловато оказалось. Так решили съесть даже за жуликов. Ну, чтобы они исправились и белье больше не воровали.

А хобби ребенка можно использовать так: принес мальчик в сад целый рюкзак своих любимых динозавров. Воспитатели выставили их на полку в ряд. Обыграли так, что за каждого нужно тоже ложку съесть.

Важное условие: не превращать игру в манипуляцию, не затягивать ее слишком. Съест ребенок с энтузиазмом 5 ложек, сюжет игры исчерпался, на этом – стоп. Воспитатель просто отходит, делает вид, что занят другими делами. Кто из детей вошел во вкус – доест, получит похвалу. А кто остановился – ну что ж, пять ложек это лучше, чем ничего.

Игра не может гарантировать, что ребенок съест все. Игра позволяет запустить процесс приема пищи. А там уже как пойдет.

Животик, как голодная собачка или как пустой шкаф

Дети старших и подготовительных групп уже имеют первые представления об анатомии человека. Они знают, где расположен желудок. Им известно, что человек питается для того, чтобы расти, быть сильным и здоровым.

Но часто эти знания не служат мотивацией для хорошего аппетита. А вот история про собачку по кличке Аппетит, очень даже служит.

Пришли дети с прогулки, помыли руки, сели за накрытый стол и услышали от воспитателя историю.

Ребята, представьте, что ваш животик это голодная собачка по кличке Аппетит. То, что она голодна можно услышать по урчанию или уловить, как она скребет лапкой и жалобно скулит: «Я вместе с тобой сейчас прыгал, бегал, играл. И очень проголодался. Дай мне что-нибудь поесть, пожалуйста!». Посмотрите, на столе много еды. Ваня, что у нас на первое (Ваня отвечает, что борщ). Маша, а что на второе? Правильно, гречневая каша с мясом. Покормите своего щенка. А я возьму «волшебную» лупу и увижу потом, что же он съел.

После обеда, наблюдательный воспитатель, поднеся лупу к животику ребенка, сообщает, что его Аппетит хорошо пообедал. Хорошо бы в деталях перечислить, что он съел и как он доволен.

Если ребенок все же съел мало, воспитатель говорит, что пёсик просит в следующий раз дать ему чуть больше каши или борща. Чтобы были силы играть и бегать на прогулке.

Некоторые дети так входят в раж, что кормят еще голодного котёнка, хомяка, черепашку и других питомцев.

Когда эта история исчерпает себя, можно сменить её историей про пустой шкаф. В этом случае, детей просят представить, что животик на вребя обеда превратился в пустой шкаф в котором три полки (по количеству блюд за обедом). На первую полку можно поставить тарелку с первым блюдом. На второй разместить, например, сосиски, макароны и салат. На третьей – компот с плюшкой. Можно на каждую полочку положить всего по чуть-чуть.

Обычно никто не хочет оставлять шкаф совсем пустым.

Если у ребенка день рождения, он может задавать всем тон
Если у ребенка день рождения, он может задавать всем тон

Присутствуют в детском саду перед обедом беседы о витаминах, обращается внимание детей на пользу того или иного продукта.

Например, кто хочет, чтобы его косточки были крепкими, обратите внимание, что сегодня на полдник творожная запеканка. В ней кальция много.

Волшебные добавки

Помимо образных игр, хорошо действую разные добавки. Достаточно сделать суп не таким, как всегда – тарелки опустошаются в два раза быстрее. Например, воспитатели добавляют в суп зелень, выращиваемую на подоконнике в группе. А если (по договоренности с родителями) добавить в суп несколько крупинок куркумы, то обычный суп превращается в «солнечный».

В моем детстве в группе дети соперничали за горбушку хлеба. Желательно подгоревшую. Потому что поскреби по ней пальцем над тарелкой, в тарелку упадут черные крошки – это же суп с «перцем»! Как не съесть до самого донышка?

Уважаемые читатели, спасибо вам, что вы всегда делитесь своими наблюдениями и рекомендациями! Если у вас тоже есть приемы, как заставить ребенка притронуться к еде, пишите, пожалуйста. Так полезного материала станет еще больше.

С уважением, ваш Психолог из детсада.