Найти в Дзене
Психолог из детсада

Ребёнок боится прививки. Как родители могут помочь ему

Страх перед иглой – явление неискоренимое из детской психики. Мы, взрослые, никогда не добьемся того, чтобы каждый дошкольник и младший школьник со спокойной улыбкой шел на прививку. Помните, как у С. Михалкова в стихотворении «Прививка»? «…На прививку первый класс!» Вы слыхали? Это нас. Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки! Для маленьких детей до 3- лет важна реакция родителя в этот момент. Родитель спокойный, не испуганный, не раздраженный, сочувствующий, жалеющий и одобряющий лечебную процедуру – важная психологическая опора, позволяющая быстрее пережить стресс от укола. С детьми от 4-х лет заранее важно: 1. Не усугублять этот страх. Никогда не пугайте ребёнка уколами: «Не будешь слушаться, вызову врача, он тебе успокоительный укол сделает». Не акцентируйте внимание ребёнка на длине иглы: «Смотри, какая иголочка коротенькая – тебе не больно будет» А если в следующий раз будет длинная? К шприцам лучше относиться нейтрально. Это такой же инструмент для лечения, как и други

Страх перед иглой – явление неискоренимое из детской психики. Мы, взрослые, никогда не добьемся того, чтобы каждый дошкольник и младший школьник со спокойной улыбкой шел на прививку.

Помните, как у С. Михалкова в стихотворении «Прививка»?

«…На прививку первый класс!»
Вы слыхали? Это нас.
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки!

Для маленьких детей до 3- лет важна реакция родителя в этот момент. Родитель спокойный, не испуганный, не раздраженный, сочувствующий, жалеющий и одобряющий лечебную процедуру – важная психологическая опора, позволяющая быстрее пережить стресс от укола.

С детьми от 4-х лет заранее важно:

1. Не усугублять этот страх. Никогда не пугайте ребёнка уколами: «Не будешь слушаться, вызову врача, он тебе успокоительный укол сделает». Не акцентируйте внимание ребёнка на длине иглы: «Смотри, какая иголочка коротенькая – тебе не больно будет» А если в следующий раз будет длинная? К шприцам лучше относиться нейтрально. Это такой же инструмент для лечения, как и другие в медицинском кабинете.

2. Обыгрывайте дома с ребёнком сюжет в доктора с любимой игрушкой: «Твой Мишка заболел, ему нужно укол сделать, иначе ему будет ещё хуже. Давай ты будешь доктором. Сейчас тебе Мишка, доктор укол сделает. Ты же потерпишь? Вот молодец… Вот и всё! Ты Мишка очень терпеливый и ты победил свою болезнь. Тебе и доктору за это награда». Вручите по лакомству.

3. Относитесь к эмоциям ребёнка с сочувствием. На слова малыша: «Мама, я борюсь прививки» не отвечайте словами: «Не бойся, это не страшно». Лучше сказать «Конечно, можно испугаться. Легче становится тому, кто уже смог понять, что прививка делается быстро и для пользы. Давай подумаем о том приятном, что произойдет после».

Пофантазируйте, как много возможностей открывается перед здоровым ребенком: гулять, приглашать друзей на встречи, заниматься любимыми делами.

Можно использовать проекцию, если ребенок с трудом идет на контакт в подобном разговоре: «Представь,что одному мальчику уже сделали прививку. Чем приятным он стал заниматься после?».

Болевой порог у детей гораздо ниже чем у взрослых. Прививка для дошкольника – это всегда больно, а следовательно и страшно. Важно помочь перетерпеть/ Фото из свободного источника
Болевой порог у детей гораздо ниже чем у взрослых. Прививка для дошкольника – это всегда больно, а следовательно и страшно. Важно помочь перетерпеть/ Фото из свободного источника

4. С шестилетками можно уже и порационализировать: рассказать им в общих чертах, какой была детская смертность до того, как люди изобрели прививки. Даже дошкольники с интересом слушают информацию о том, кто, как и когда изобрёл различные вакцины (и как это спасло человечество).

Помогают примеры героических подвигов солдат на войне. Причём годятся они даже для девочек – поэтому не пренебрегайте чтением литературы подобного рода.

5. Сделанная прививка – это случай, когда ребёнка стоит побаловать чем-то вкусным или запланированной ранее покупкой. Ведь на войне за трудное испытание награждают солдат орденами и медалями. Это аналогичный случай. Перед медицинским кабинетом,объясните, ребнку что вы хотите поощрить его храбрость и стойкость. Расскажите, что сегодня послужит наградой за храбрость.

6. Не ругайте ребёнка за то, что он недостойно вёл себя в процедурном кабинете. Как-то наблюдала, как мама вывела из кабинета плачущего малыша и …дала ему подзатыльник:

– Как баловаться, так ты храбрый, а тут… – при этом раздраженно сказала она.

Вряд ли ребёнок будет от этого смелее перед шприцем. Лучше в течение этого дня при ребёнке говорите знакомым и особо сверстникам малыша: «А мой сын сегодня прививку получил. Горжусь им, как смелым героем». Заметьте фраза построена так, что ребёнку не «сделали прививку» – сделать можно и насильно, а именно он её получил. Сам, благодаря своей стойкости. И в этих словах отражаются ваши положительные эмоции по поводу события.

7. Не переключайтесь на другие дела, сразу, после того как дело сделано. Поговорите с ребёнком. Пусть он поделится с вами своими переживаниями. А вы дадите ему при этом порцию одобрения, тепла и ласки.

8. Помните, задача родителя – не спасти ребёнка от страха прививки, а вместе с ним разделить этот страх и помочь пережить его. Так,благодаря поддержке, с процессом взросления такие страхи сходят на нет.

Еще для родителей: