Ave, господа! Низкая ремонтопригодность танков Панцерваффе — далеко не секрет, такова была плата за высокую технологичность немецкой техники и отдельные конструктивные решения, поэтому сегодня я хочу осветить интересную тему — работу немецких механиков времён Второй мировой войны.
Как чинили «Тигры», «Пантеры» и другие немецкие танки, с какими трудностями пришлось сталкиваться немцам и какую технику они использовали? Обо всём вы узнаете из этой статьи, так что устраивайтесь поудобнее, будет интересно!
Почему у немецких танков трансмиссия располагалась спереди?
Это техническое решение было решающим в немецком танкостроении, и, на первый взгляд, у переднего расположения трансмиссии огромное количество очевидных недостатков:
⛔ Карданный вал, идущий от двигателя к трансмиссии, значительно увеличивает высоту танка, а значит, и его массу;
⛔ Замена трансмиссии становится очень сложной и трудоёмкой операцией;
⛔ Трансмиссия может быть повреждена даже без пробития лобовой брони, а обездвиженный танк — мёртвый танк;
⛔ Значительно снижаются эргономические показатели боевого отделения: от трансмиссии исходит шум и тепло;
Но глупо было бы думать, что немцы — дураки, и не учитывали всё это при проектировании десятков боевых машин. К тому же, инженеры Германии были далеко не единственными, кто пришёл к такой компоновке, взять те же американские «Шерманы», «Стюарты» и «Чаффи». Очевидно, что у переднего расположения трансмиссии есть и явные преимущества:
✅ Равномерное распределение массы по длине всего танка позволяет разместить башню в центре корпуса. Это уменьшает раскачку на ходу и позволяет установить мощное длинноствольное орудие;
✅ Трансмиссия дополнительно защищает экипаж от ранений;
✅ Двигатель не нужно центрировать с коробкой, т.к. они связаны карданным валом. Это значительно упрощает замену этих узлов в полевых условиях;
✅ Уменьшается общая длина танка, т.к. трансмиссия расположена в боевом отделении;
✅ Значительно упрощается управление танком и обслуживание всех его узлов;
Теперь, когда мы разобрались с основными плюсами и минусами такой компоновки, давайте попробуем понять, насколько часто приходилось демонтировать трансмиссию на самых крупных немецких танках.
Как часто происходили поломки?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к Отто Кариусу — одному из самых известных немецких танковых асов Второй мировой. С 1943 по 1944 Кариус командовал ротой «Тигров», и вот что он рассказывал об их надёжности:
В моей роте у «Тигров» практически не происходило выходов из строя по техническим причинам. В худшем случае он ломался на марше. Во время боя у меня не сломался ни один «Тигр»! Это очень зависит от качеств водителя.
И правда, неопытный мехвод мог "положить" двигатель или коробку за 500 километров, поэтому решающим фактором в надёжности немецкой техники можно считать экипаж. Всё то же самое можно сказать и про «Пантеру» — своевременное обслуживание и опытный экипаж практически исключали возможность поломок.
Но в условиях войны всё редко идёт по плану. Нехватка экипажей, затяжные марши, тяжёлые бои и прочие невзгоды явно не шли на пользу тяжёлой и технически сложной немецкой технике, так что, отвечая на вопрос: «часто ли ломались немецкие танки?», можно не колеблясь сказать: да, часто.
Ремонт трансмиссии на «Тигре»
Итак, что же происходило, в случае поломки трансмиссии на тяжёлом танке Pz.Kpfw. VI «Tiger»? Для начала нужно понимать, что доступ к трансмиссии из боевого отделения был достаточно свободный. Вдобавок к этому, на днище танка были предусмотрены ремонтные люки, так что ситуаций, в которых требовалось снятие коробки передач или других элементов трансмиссии, было не так уж много. Но если такое всё-таки требовалось, то начиналось "веселье"...
Первым делом было необходимо демонтировать 11-тонную башню «Тигра», что было возможно только при наличии подъёмного крана. Затем убиралась бóльшая часть боевого отделения, и только после этого через отверстие для башни вытаскивалась коробка передач.
После ремонта или замены коробки передач всё собиралось в обратной последовательности. Не сложно представить, сколько времени и сил на это тратила ремонтная бригада.
Ремонт трансмиссии на «Пантере» и «Бенгальском Тигре»
При проектировании «Пантеры» немцы предусмотрели отдельный люк для доступа к трансмиссии, который значительно упрощал работу механиков.
Конечно, часть боевого отделения разбирать всё-таки приходилось, но ни о каком снятии башни и речи не было.
Такой же ремонтный люк был и у «Tiger II», который находится в довольно близком родстве с «Пантерой».
Кстати, название «Königstiger» переводится с немецкого как «Бенгальский тигр», а распространённое «Королевский тигр» — не более, чем ошибка перевода;
Но не стоит забывать, что на базе «Panther» и «Tiger II» были созданы самоходки «Jagdpanther» и «Jagdtiger», которые значительно отличались по своей архитектуре. Для замены КПП на «Jagdpanther» приходилось сначала демонтировать пушку, после чего коробка передач вытаскивалась через амбразуру лобового бронелиста. Удовольствие то ещё, а ведь потом коробку нужно поставить на место...
«Jagdtiger» же унаследовал ремонтный люк от «Бенгальского Тигра», но едва ли это облегчало работу экипажей. Как вы можете заметить, прямо над люком располагалось 128-мм орудие, которое мешало доступу к трансмиссии. Поэтому алгоритм действий был примерно такой же, как и на «Jagdpanther» — сначала было необходимо демонтировать орудие (3,5 тонны, между прочим!), и только после этого доставать коробку передач, попутно разбирая боевое отделение. В общем, то ещё развлечение...
Ремонт ходовой с шахматным расположением катков
Ходовая с шахматным расположением катков, которая являлась гордостью Генриха Книпкампа, была далеко не лучшим решением с точки зрения ремонта и обслуживания.
Верхней точкой безумия был Pz.Kpfw. VI «Tiger» — у него катки были расположены в четыре ряда! И если внутренний каток выходил из строя, то механикам приходилось разбирать половину ходовой:
Правда, у «Тигров» поздних выпусков дела обстояли чуть проще (количество катков уменьшили), так же как и у «Panther» и «Tiger II», но проблема сохранялась — повреждение внутреннего катка не предвещало ничего хорошего.
Так зачем немцы вообще ставили ходовую с шахматным расположением катков на свои танки? Минусы же очевидны:
⛔ Низкая ремонтопригодность и большое количество деталей;
⛔ Поперечные торсионы занимают много места внутри танка;
На самом деле, решающую роль в этом вопросе сыграл Генрих Книпкамп, который буквально "проталкивал" свою разработку во все проекты. Но были у этого технического решения и несомненные плюсы:
✅ Ходовая такой конструкции отличалась высокой плавностью хода;
✅ Компактное расположение катков позволяло уменьшить общие габариты машины (корпус 57-тонного «Тигра» был всего на 40 см длиннее 26-тонной «тридцатьчетвёрки»);
✅ Борта корпуса получали дополнительную защиту;
Но вряд ли это могло успокоить немецких механиков, которые каток за катком разбирали сложную ходовую «Тигра». Каток за катком...
Ремонтно-эвакуационные машины Панцерваффе
Раз уж мы заговорили про ремонт тяжёлой техники, нельзя не вспомнить и про БРЭМ — бронированные ремонтно-эвакуационные машины. Что делать, если требуется эвакуировать подбитый или сломанный «Тигр»? Ремонтные машины на базе Pz. III и Pz. IV не справлялись с 60-тонным монстром, ровно как и артиллерийские тягачи. Чтобы сдвинуть один «Тигр» с места немцам требовалось от четырёх до шести 18-тонных тягачей Sd.Kfz. 9, да и те ломались от непомерной нагрузки.
В связи с этим, подразделения с наиболее тяжёлой техникой — «Тиграми», «Пантерами» и «Фердинандами» — комплектовались специальными машинами, способными справиться с таким весом.
Самой популярной БРЭМ была «Bergepanther». По разным данным, за время войны было выпущено от 297 до 347 этих необычных машин, и вот в чём заключались основные модификации. Вместо башни на корпусе «Пантеры» монтировался деревянный короб с люком, а внутри танка располагались запасные части и ремонтное оборудование. Кроме этого устанавливалась 40-тонная лебёдка производства MAN, подъёмный кран, сошник (отвал на корме) и жёсткая сцепка. Вооружение варьировалось: на БРЭМ ранних выпусков ставилась 20-мм автоматическая пушка Kw.K.38, но затем от неё отказались, и оснащали ремонтные «Пантеры» курсовым и зенитным пулемётами.
Были и более экзотичные БРЭМ, например, на базе «Фердинандов». По разным данным было построено всего 4-5 таких машин, получившим индекс Sd.kfz.184/2, также встречаются названия «Bergeferdinand» и «Bergetiger (P)». От обычного «Ferdinand» БРЭМ отличались довольно сильно: на лобовой броне не было дополнительных 100-мм бронелистов, а шаровая установка с курсовым пулемётом была перенесена на небольшую рубку в задней части машины. Рубка также служила основанием для складного крана, оснащённого 10-тонной лебёдкой.
Несмотря на малый объём выпуска, Sd.kfz.184/2 получил высокую оценку в войсках. Благодаря отсутствию дополнительной брони, огромной рубки и тяжёлого орудия, БРЭМ получилась лёгкой, а значит — надёжной и манёвренной. Кроме прямого назначения, Sd.kfz.184/2 часто занимались подвозом боеприпасов и эвакуацией раненных.
Ну и закончим мы совсем уж редким зверем — «Bergetiger». Название не официальное, т.к. историки до сих пор не нашли никаких документов по этой машине. По этой же причине нет и точного количества произведённых машин: данные колеблются от 1 до 58 ед. техники. Лично мне больше всего верится в цифры от 1 до 3, т.к. фотографий сохранилось очень мало, да и сам по себе «Тигр» был слишком дорогим, чтобы на его шасси создавать БРЭМ.
Единственный захваченный экземпляр наводит на мысли, что модификация производилась в полевых условиях: 88-мм орудие демонтировалось, а на башню устанавливался кран, который по некоторым данным мог выдерживать нагрузку до 10 тонн. На корме башни располагалась лебёдка, больше видимых изменений нет.
Заключение
Уверен, что у многих читателей остался вопрос: зачем немцы создавали такие дорогие, тяжёлые и технически сложные танки? Об этом можно написать отдельную статью, но я хочу обратить ваше внимание на два тезиса:
✅ «Тигры» и «Пантеры» не были основными танками Вермахта. "Костяк" немецкой армии составляли массовые и дешёвые танки Pz. III, Pz. IV и САУ StuG, а тяжёлые и дорогие машины являлись поддержкой и усилением Панцерваффе;
✅ Во Второй мировой войне Германия потеряла 67 429 танков и САУ, в то время как союзники (СССР, США и Великобритания) — около 123 344. Это приблизительные цифры, в которых не учтена Франция, Австралия, Япония и прочие страны, но выводы сделать можно.
Очень надеюсь, что вам было так же интересно, как и мне. Всем удачи на полях сражений!