История этой женщины не перестаёт волновать умы и сердца. Слишком уж много парадоксов вместилось в одну судьбу.
Одним Лени Рифеншталь представляется демоном. Другие находят в ней ярчайший талант художника, которому не повезло оказаться в Германии в самый момент становления фашизма. Однако, те и другие сходятся во мнении, что личность и судьба Лени словно специально выдумана для того, чтоб поставить перед нами множество вопросов.
В 1960-х "любимый режиссёр" Гитлера" - так её называли вдруг отправляется в Африку. Несколько месяцев живёт в племени Нуба (Судан) наблюдая размеренное течение жизни вне цивилизаций, изучает язык и традиции, фотографирует. Снимать кино после нюрнбергского процесса её запрещено.
Снимки Лени, конечно, по-прежнему талантливо-чудесны. Умело подобран и ракурс и цвет. Ощущается взгляд истинного художника.
Позже, когда снимки выйдут отдельной книгой критики воскликнут - "Неужели опять?"
Да опять - Лени концентрирует внимание на культе силы. В африканской серии безусловно угадываются те же мотивы, что и в нашумевших фильмах "Триумф воли" и "Олимпия"
"Триумф воли" - документальный фильм, снятый Лени Рифеншталь по заказу Гитлера в 1934 году. Фильм ярко и однозначно демонстрирует мощь очень древнего чувства - единения племени вокруг вождя. Каждый кадр продуман и выписан детально. Вот бой барабанов - что-то в этом сразу угадывается первобытное древнее. Молодые лица, все они обращены к фюреру. Тысячи ног, тысячи рук, хор голосов - это и есть триумф воли. Один ты - никто, но вместе мы - сила.
Сегодня "Триумф воли" запрещён в Германии. Смотреть его разрешается только в образовательных целях и в сопровождении искусствоведа, трактующего кадры. Так как, несмотря на документальность, фильм весьма эмоционален. Режиссёр сработал на совесть, что и было поставлено позже Лени в вину.
Мол, могла бы и не стараться.
Но она не могла...
И дело не в личной симпатии к Гитлеру. Хотя таковая присутствовала, как у многих немцев в ту пору. Тут скорее вопрос профессионализма художника. Лени выпало жить и творить в одну из самых тоталитарных эпох. И она её воспела.
Долг художника - отражать реальность
Однако, произведение искусства в отличии от хроник способно влиять на умы. Что и произошло. Посмотрев талантливо снятый фильм, воспевающий фашизм тысячи молодых людей присоединились к этому движению.
Кто же виноват? Искусство? Или же режиссёр, художник, поэт?
Так или иначе "Триумф воли" остаётся лучшим документальным репортажем тоталитарного режима в Германии.
Обратимся и ко второму известному фильму, срежессированному Лени Рифеншталь. "Олимпия" - фильм 1936 года повествует о летних Олимпийских играх в Берлине.
И опять - это больше чем хроника. В ракурсе камеры то руины Акрополя, то гибкие тела немецких спортсменов, то экстаз болельщиков. Немцы на той Олимпиаде действительно взяли много наград. Словно проснулась некая энергия и рвалась наружу, пока за счёт спорта. При чём весь процесс спортивной борьбы опять же показан в деталях и подчёркнута яркая связь между аплодисментами фюрера и успехами спортсменов.
Подготовка к съёмкам длилась два года. Многочисленные операторы тренировались снимать спортсменов в движении, передавая камерой не просто успехи, а именно сам процесс превозможения и борьбы. Вечная борьба и победа человека над собой - вот что интересовало 33-х-летнюю Лени Рифеншталь, занятую монтажом.
Но эта победа в 20 веке мыслится, как победа благодаря вождю в том числе. В СССР в это же время спортсмены побеждали с именем Сталина.
Что же... Фильм "Олимпия" получает Золотую медаль Олимпийского комитета, специальные призы от Греции и Швеции, гос награды, разумеется. И даже в 1956 году включён голливудским жюри в десятку лучших фильмов всех времён.
Однако, тень последующих событий в мире испортило всё впечатление от фильмов Лени Рифеншталь. Но тогда в 1930-тых мало кто подозревал к чему всё приведёт. Были, конечно, немногие понимающие, но их предпочитали не слышать.
О дальнейших событиях в жизни и творчестве Лени Рифеншталь, зачем она отправилась в Африку и о многом другом узнаем в следующей публикации
Спасибо за внимание!