Альбом, который раздвинул границы хэви-метала.
В истории масса случаев, когда группы отказавшись от продюсирования извне, сваливались в одномерность, серость, или музыкальную банальность. Всегда нужен тот, кто может взглянуть со стороны и сказать свое веское слово. Если уж Пол Маккартни не гнушается приглашать продюсеров, то что уж тут говорить...
Но есть и редкие противоположности.
Black Sabbath подошли к четвертому альбому с полным пониманием, что Роджер Бейн (Rodger Bain), который продюсировал их предудыдущие три студийные работы, недостаточно хорошо чувствует группу. В итоге парни решили записать пластинку самостоятельно, используя лишь помощь их менеджера Патрика Михана (Patrick Meehan).
Если отбросить излишества рок-н-ролла, то настоящая причина, по которой "Vol. 4" выделяется как один из лучших релизов Саббат, в том, что они смогли развить готическое звучание.
Как им удалось сохранить мрачное настроение, работая над альбомом в солнечной Калифорнии, загадка. Может быть помог лос-анджелесский особняк Дюпонов в стиле 30-х годов, а может не одобренные законом вещества. Самой светлой композицией "Vol.4" можно назвать, трек о восходе солнца в лагуне, но всё же она печальная. Ведь просыпаться всегда не хочется.
Однако, дикие пляски устроить можно. В композиции "Supernaut" присутствует кубинская ритмика вкупе с традиционной перкуссией и наигрышами на акустической гитаре. Да и текст вполне можно назвать ободряющим, если бы в нём гедонистические смыслы не противопоставлялись вере и разуму: "У меня есть все, что я хочу, и мне не нужно притворяться/ Не пытайся дотянуться до меня, потому что я разорву твой разум/ Я видел будущее, и я оставил его позади".
Вряд ли фанаты BS хотели услышать музыкальную эклектику в виде пианино и меллотрона, как это происходит в балладе "Change", реверберирующий абстракционизм "FX", латино-брейк в "Supernaut" и лаунж-бар "Laguna Sunrise". Им ведь хочется только ослепительной энергии "Snowblind".
Но пятьдесят два года спустя четвертая пластинка и критикам, и слушателям, нравится именно за это, за гениальное преодоление границ.
Кроме того, в классических рамках альбом заложил основу для групп stoner, doom и sludge, появившихся в 1980-х и последующих годах.
"Vol.4" раздвинул границы хэви-метала и с легкостью опроверг стереотип о том, что этот жанр представляет собой монолитную звуковую стену, от которой просто лопаются барабанные перепонки.
Также об альбоме "Vol.4" можно прочитать здесь.