Давно удивляет, почему серия BattleTech у нас не столь популярна как Warhammer 40K. Хотя, казалось, темы похожи – тоже научная фантастика, эпичные битвы и мощная техника. Про гигантских роботов из BattleTech до сих пор создают игры, могли бы и фильм снять! Но, если призадуматься, подобное кино все же найдется, хотя и без официальной лицензии.
Помнится, старик Эйнштейн предсказывал, что если случится Третья Мировая, то Четвертая будет на камнях и палках. Здешнее будущее более оптимистично, хотя СССР и США зовутся малость по-другому – Сибирская Конфедерация и Западный Рынок. Так как ядерная война прошла полвека назад и изрядно подкосила человечество, политические разногласия стали разруливать более гуманно, но не менее брутально.
Лучшие пилоты сажаются в мощнейших, вооруженных до своих цельнометаллических зубов, роботов и выясняют насущные вопросы родных государств на боевой арене. Например, так в очередной раз выясняется, кому принадлежит Аляска.
Первое, что нужно понять «Робот Джокс» – это очень суровый боевик про суровых роботов, управляемых не менее суровыми мужиками. Не скажу, что кино женоненавистническое, но в здешнем мире прекрасному полу не преуспеть – роботы заточены под строение организма суровых мужиков, а женщины даже сидят по-другому! Поэтому попытки подруги героя сесть за руль боевого робота обречены на провал, сколько бы она очков не набирала в симуляторах.
Так что некоторые моменты объясняются не дырами в сценарии, а суровостью местных персонажей. Например, в битве на арене советский робот стреляет кулаком-ракетой в сторону трибун, и американский пилот доблестно заслоняет толпу собственной броней… Сам при этом от удара падая и причиняя болельщикам немыслимые страдания.
С чего вообще на месте разборок двух железных исполинов ставить зрительские места? Это все равно, что водрузить такие на полигоне ядерных испытаний. Вот такой народ живет в здешнем мире! Готов концы отдать, лишь бы хоть одним глазком глянуть, как терминаторы-переростки мнут друг другу бока.
Или другого заслуженного пилота долгое время подозревают, что он «смухлевал» в одной из битв. Постоянно пеняют, что нельзя было вражеского робота одолеть случайно, не зная из чертежей его слабых мест.
И, наконец, хитрый японский профессор, глядя в глаза пилоту-ветерану, утверждает, что он что-то там у себя изучил (строение робота, запись сражения и т.д.), и доказал, что слабое место «слил» противник, на которого пилот шпионил все эти годы.
Я что скажу. Случайно может произойти все, что угодно, включая попадание в "ахиллесову пяту". Черта с два бы этот самурай-Преображенский чего доказал! Но это, опять же, суровая интеллектуальная и эмоциональная битва двух мужиков, один из которых блефует, а другой вынужден сознаться. Да перечитайте «Преступление и наказание» – там такое же было, когда Порфирий Петрович принуждал Раскольникова подписать чистосердечное.
Сценарий, к слову, писал не Достоевский, но тоже весьма суровый дядька – фантаст Джо Холдеман (кто не верит – почитайте его книги). Говорят, все самые жесткие моменты в кино он протащил в лично, несмотря на протест режиссера, желавшего наклепать очередную закуску для попкорна в стиле (тогда еще мультяшных) «трансформеров». К счастью, режиссер Стюарт Гордон, до этого наснимавший несколько ужастиков, все же одумался и не стал переделывать целиком сценарий под «игрушечное» видение.
В общем то, сюжет – это не главное. Главное – битвы мужицких роботов. Не зря у советского кентаврообразного колосса в какой-то момент между ног вылезает настоящая бензопила (ну, может не «бензо», может, на ядерном топливе!) и начинает потихоньку распиливать американского визави. А как он колотит поверженного гиганта пневматическим кулаком! Все боевые сцены сделаны безо всякой компьютерной графики и живо смотрятся до сих пор.
Ну и концовка… Кому-то покажется натянутой, но, не раскрывая ее сути, она лично меня радовала тогда и сейчас. Позитивная такая концовка, обнадеживающая (хотя технику изрядно покорежили).
Кино вышло на экраны под конец перестройки в 1989-м году, так что забугорные критики его дружно обругали, а зрители проигнорировали, не поверив, что в будущем может произойти полномасштабный конфликт двух сверхдержав.
Спустя 20 с лишним лет справедливость отчасти восторжествовала, когда на экраны вышел куда более успешный «Тихоокеанский рубеж» и немало зрителей, не исключая режиссера Стюарта Гордона, увидели, что он как-то чересчур напоминает «Робота Джокса». «Рубеж» тоже посвящен гигантским роботам и дуэлям, просто на противоположной стороне были не менее гигантские инопланетные монстры. Брутальности, конечно, поменьше, зато добавили немало сильных женских персонажей…
Но при том, что фильм отличный, это все – как-то не то… Не хватало, понимаешь, того сурового минимализма, где сюжет лишь затем, чтобы поглядеть, как гигантские потертые робо-гладиаторы мутузят друг друга, выясняя, кто главнее и чья техника лучше.
Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию!
У нас также найдется найдется обзор любимой в СССР серии, что вдохновила «Индиану Джонса» (но ее убили «Звёздные войны»). Другие кинообзоры фантастики и фэнтези можно найти в отдельной рубрике.