Автор: Николай Чувиков
В сети уже давно идут толки о стилистической стагнации Evergrey - мол, прекратили шведы развитие, топчутся на одном месте. Давайте в последний раз обсудим с вами это утверждение, и уже больше не будем к нему никогда возвращаться. Начать стоит с того, что да - Evergrey давно уже выработали свою собственную стилистику и придерживаются её на протяжении долгого времени (эдакий прогрессив-пауэр с ультратяжёлыми гитарными риффами, громоподобной ритм-секцией, ярко выраженными нео-классическими аранжировками, мрачно-отчаянными мелодиями и лирикой про одиночество, отчуждение, апатию и тому подобные депрессивные темы). Только вот в отличие от других коллективов, которые уже давно вошли в ровную колею однообразия, Evergrey старательно разбавляют своё творчество и, таким образом, достигают новых высот. Например, замечательный "Hymns For The Broken" стал одним из самых прогрессивно настроенных альбомов группы, где музыканты экспериментировали с мелодиями и песенными структурами. Наоборот, ёмкий "Monday Morning Apocalypse" является одним из простейших для восприятия альбомов группы, где есть элементы готики и даже альтернативы. А вот роскошный эпик "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" стал одним из самых монументальных релизов группы - с фантастическими оркестровыми партиями, драматичной атмосферой и множеством сторонних стилистических веяний. Всё это лишь подтверждает, что шведские музыканты не просто штампуют один альбом за другим, а развиваются в рамках эффективной и плодотворной музыкальной формулы - и нет в их творчестве никакой стагнации.
Или же... не было до сих пор. Давайте не будем заблуждаться: "Theories Of Emptiness" - качественный и воистину достойный альбом, который может похвастаться россыпью запоминающихся и внушительных прог-метал-хитов. Однако, даже меломан, не являющийся поклонником Evergrey, отметит, что группа дала себе повод расслабиться. Оно и неудивительно, если учесть, что "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" был альбомом чрезвычайно навороченным и очевидно сложным для создания - рано или поздно музыканты должны были взять паузу от мудрёных концепций и многоэтажных аранжировок. Только вот нельзя отрицать, что именно сейчас творчество Evergrey начинает производить однообразное впечатление... Опять же, лично я пребываю в восторге от вышеописанной формулы группы, но при этом даже я готов признать, что "Theories Of Emptiness" местами звучит очень уж знакомо и предсказуемо. Будем надеяться, что это лишь единичный случай, и Evergrey продолжат изучать новые возможности развития на последующих лонгплеях.
Всё, хватит ныть! Получилось-то неплохо! “Falling From The Sun” стартует со стандартного для Evergrey риффа, однако Том Энглунд быстро завладевает вниманием слушателя за счёт эмоционального и глубокого вокала. Довершает начатое эффектный и томительный припев, выдержанный в классической для группы манере. “We Are The North” чуть более неординарна, и за счёт этого с выигрывает на фоне открывашки. Железобетонные гитары не жалеют ухо слушателя, а отчаянные мелодии создают мрачную и холодную атмосферу, почти даже готическую. На “One Heart” Том демонстрирует все возможности своих голосовых связок и выдаёт воистину фантастические партии. Ещё одним преимуществом являются клавишные, выведенные на передний план и созидающие потустороннее и мистическое настроение. “Cold Dreams” - одна из моих любимых песен на альбоме, причём не только за счёт цепляющей и трогательной мелодии, но и благодаря приглашённому гостю - Йонасу Ренске из Katatonia. Его отчуждённая манера вокальной подачи на удивление удачно сочетается с эмоциональными партиями Энглунда, и в итоге прослушивание песни превращается в настоящий музыкальный пир.
"To Become Someone Else" требует нескольких прослушиваний для понимания - создаётся ощущение, что Том очень впечатлился своей параллельной работой в группе Redemption и, соответственно, решил привнести стилистику этой группы в Evergrey. Получилось очень даже неплохо: накалённо, экспрессивно и взрывоопасно. На “Say” же музыканты решили откатиться в сторону уже упомянутого выше альбома "Monday Morning Apocalypse" - это самый простой и прямолинейный номер на альбоме, который чуть ли не намерено написан с учётом потенциального творческого потенциала. И даже если многие поклонники группы считают "Monday Morning Apocalypse" одной из самых слабых работ группы, лично я этот альбом обожаю, так что и “Say” показалась мне просто замечательным треком.
Зато вот на "Ghost Of My Hero" и "Our Way Through Silence" уже начинает казаться, что Evergrey волчком вращаются на одном месте. Это ни в коем случае не плохие песни, но они очевидно меркнут не только на фоне остального альбома, но и в контексте всех прошлых релизов коллектива. Заглавный же трек показался мне искренне бессмысленным - две минуты непонятной декламации и невыразительной музыки. Зачем? Почему? Непонятно.
"Theories Of Emptiness" далеко до лучших работ Evergrey. Однако музыканты и не пытались повторить свои предыдущие успехи - они просто выпустили альбом с новой музыкой. Творческие люди творят даже тогда, когда этого не осознают, так что нет ничего удивительного, что у Evergrey накопилось много песенного материала. Лучше уж пусть он будет доступен слушателям, а не окажется похоронен в могиле забвения. Более того, мы с вами об Evergrey говорим: готов с полной уверенностью сказать, что даже если музыканты постараются и приложат к этому максимальные усилия, они не смогут записать искренне плохой альбом. Это высокоуровневая группа, а посему даже являющийся крепким середнячком "Theories Of Emptiness" достоин вашего безраздельного внимания.
__________________________________________________________________________________________
Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!
НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:
ЗАВЕРШЁННЫЙ черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.
__________________________________________________________________________________________
Прошлые публикации об EVERGREY:
- Рецензия: EVERGREY - Escape Of The Phoenix (2021)