Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: EVERGREY - A Heartless Portrait (The Orphean Testament) (2022)

Автор: Николай Чувиков

Всего пятнадцать месяцев прошло с релиза прошлого альбома одной из самых стабильных групп в мире современного тяжёлого метала, Evergrey, а шведы уже преподносят нам на тёмном блюдечке с серебряной каёмочкой свою новую запись. С самого же начала такая прыть вызывает опасения, ибо на дворе уже давно не восьмидесятые годы прошлого века, и группы вполне могут позволить себе не выпускать по альбому в год, тем самым зачастую жертвуя качеством и оригинальностью. Более того, мы тут с вами о прогрессивном метале говорим, а то есть о жанре, который зачастую требует тщательных подготовки и проработки. Однако не будем при этом забывать, что свой лучший альбом, "The Inner Circle", Evergrey тоже выпустили спустя всего-лишь год с момента релиза "Recreation Day" - ещё одного чрезвычайно мощного и внушительного лонгплея. Более того, большинство музыкальных групп всё ещё не вернулось к полномасштабной концертной деятельности (а в 2021 году ситуация была ещё хуже), так что нет ничего удивительного, что у ребят из Evergrey образовалась куча свободного времени, которую они вполне справедливо решили потратить на запись нового материала. Так что получается противоречивая ситуация: с одной стороны, я с самого начала опасался повторения ситуации с "Monday Morning Apocalypse", где музыканты донельзя упростили своё звучание и стали звучать слишком уж прямолинейно и предсказуемо, но, с другой стороны, все предзнаменования заведомо указывают на то, что "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" получится альбомом просто восхитительным.

Итог? "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" - альбом ни в коем случае не восхитительный и даже не хороший - это альбом фантастический. Это, предположительно, мой главный номинант на "лучший альбом 2022 года". Evergrey смогли не только сохранить ту идеальную формулу, которая кормит их уже на протяжении нескольких десятилетий, но довести её до форменного идеала, усовершенствовав всё то, что требовало усовершенствования и выкинув всё то, что нужно было выкинуть. Тени стали темнее, тьма - страшнее, меланхолия - откровеннее, риффы - тяжелее, мелодии - проникновеннее, клавишные - плотнее, вокал - разнообразнее, лирика - вдохновеннее, а эмоции - обнажённее. У меня невольно сложилось впечатление, что музыканты из Evergrey пришли в студию и решили, что в 2022 году они выпустят свой лучший альбом - но, вместо того, чтобы бросать слова на ветер, они просто взяли и осуществили задуманное. И вы знаете, по этому простому принципу, как я думаю, должна работать любая группа.

Конечно же, "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" - альбом не простой, а концептуальный. Evergrey по-новому интерпретируют миф о спуске Орфея в Подземное Царство Аида в поисках своей возлюбленной жены Эвридики, используя данный сюжет как метафору современного общества, которое потеряло свой путь и блуждает в потёмках невежества и мракобесия. Эта богатая и плодоносная тема становится залогом действительно проникновенной лирики, которая трогает за душу и заставляет задуматься не столько о мире, сколько о самом себе. Что сделал ты, сидящий на диване и критикующий всё вокруг, для планеты и мира? Осмысливал ли ты когда-либо свою жизнь? Кому ты помог? Чью жизнь, кроме своей, сделал лучше? Думаешь ли ты только о себе или готов посвятить себя и другим? Или же при первой проблеме или неудобстве ты просто развернулся и побежал туда, где тебе будет комфортнее и вольготнее? Готов ли ты сказать, что ты прожил свою жизнь так, чтобы ты мог ей гордиться? А если нет, то что ты готов сделать прямо сейчас, чтобы мир вокруг тебя изменился к лучшему?... Простите, дамы и господа, но я считаю, что если тот или иной альбом заставляет слушателя задаваться такими вопросами, то он заведомо достоин всяческого внимания.

Дальше же начинается музыка. Парадокс, но Evergrey практически полностью сохранили свою формулу, которая верно служит им ещё с начала двухтысячных годов: мрачная, практически готическая атмосфера, сочетается с прогрессивной риффовкой, навороченными инструментальными партиями, пауэр-металлической энергетикой и чрезвычайно эмоциональной мелодической подачей. Прибавьте к этому один из самых выразительных вокалов в современном метале (основным преимуществом Тома Энглунда является то, что может вкладывать в своё пение сколько угодно эмоций, но при этом он никогда не звучит как нытик, а сохраняет глубину и мужественность голоса), и вы имеете на руках формулу, которую очень сложно исчерпать. Однако кое-какие нововведения всё-таки есть: если раньше доминирующим инструментом у Evergrey всегда была электрогитара, то сейчас на первый план вышли клавишные Риккарда Зандера. Они ни в коем случае не умаляют саунда гитары и никоим образом не подавляют его, но делают звучание Evergrey ещё более плотным и массивным.

Говоря про сами песни, я невольно сталкиваюсь с интересным парадоксом, которого я не наблюдал уже очень давно: на "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" нет ни одной плохой или даже проходной песни. Да, представьте себе. Даже на моих любимых альбомах прошлых лет (Steven Wilson - The Future Bites, Steve Hackett - Surrender Of Silence, Psychotic Waltz - The God-Shaped Void, Pain Of Salvation - Panther, Helloween - S/T и т.д.) нет-нет, да и находилась пара треков, которые я предпочитаю пропускать при прослушивании. Evergrey же смогли записать альбом, который хорош от начала и до конца, и это заведомо заслуживает всяческого уважения. Наверное, конечно, я могу придраться к "Reawakening", которая чуть проседает на фоне остальных шедевров, но я более чем уверен, что смогу распробовать этот номер в будущем.

"Save Us" не теряет времени даром и врубается в динамики классическим для группы риффом, который буквально пышет тяжестью, энергетикой и динамикой. Когда же дело доходит до прехоруса, то трек мигом меняет настроение и срывается сначала в исступлённый крик о помощи, который будто бы исходит от всей планеты, а потом перетекает в эмоциональный припев, который будоражит душу почище экспертно снятой драмы. "Midwinter Calls" стартует с риффа и клавишной мелодии, которая будто была написана под влиянием немецкого индастриала, а после песня буквально бомбардирует слушателя запоминающимися и проникновенными мелодиями, которые хочется переслушивать снова и снова. "Ominous" - размеренный и драматичный номер, который при этом не теряет динамики и прекрасно вписывается в общую концепцию.

Почитатели более динамичной части творчества Evergrey определённо впечатлятся песней "The Orphean Testament"; страждущие наиболее прогрессивного звучания по достоинству оценят "The Great Unwashed"; приверженцы первых нескольких альбомов группы запишут в любимые "Blindfolded", которая будто пришла с нам с альбомов "In Search Of Truth" или "Recreation Day". Также интересна и "Heartless", где Evergrey решили попробовать себя в роли группы Dream Theater, причём с просто феноменальным результатом. Ну, и, конечно, не могу не упомянуть "Wildfires" - местную закрывающую балладу, которая способна как разбивать сердца, так и склеивать их заново. Evergrey всегда умели писать красивые, чувственные, утончённые и изысканные баллады, и эта не является исключением - идеальное завершение альбома и всей концепции.

Если вы ещё не поняли из рецензии, то ваш покорный слуга в восторге. На "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)" Evergrey довели свою формулу до идеала - лучше стало буквально всё, а в плане композиционной составляющий музыканты вознеслись чуть ли не до самых небес. Ни одного слабого трека, ни одного проседающего момента, ни одного лишнего ингредиента: глубокая концепция, сложные, но запоминающиеся и проникновенные мелодии, восхитительные инструментальные партии, непредсказуемые и оригинальные аранжировки и высококлассный вокал. Если вы ещё не послушали "A Heartless Portrait (The Orphean Testament)", то хватит уже читать моё пустословие и давите кнопку "плей".

P.S.: Альбома на Яндекс Музыке пока нет - есть только сингл "Save Us".

#evergrey #a heartless Portrait #the orphean testament #progressive metal #Швеция