6,7K подписчиков

Как Раневская отчитала Брежнева на съемках «Подкидыша»

2,2K прочитали

Один из первых советских семейных фильмов «Подкидыш» вышел на экраны кинотеатров зимой 1940 года. Сценарий написали две дебютантки в этом непростом ремесле — поэтесса Агния Барто и актриса Рина Зелёная, озвучивавшая детские стихи на радио. Благодаря тому, что оба автора очень хорошо понимали детей, картина получилась светлой и забавной и попала в самое сердце зрителя.

Кадр из фильма "Подкидыш"
Кадр из фильма "Подкидыш"

Где заканчивается игра и начинается жизнь

Во многом успех «Подкидыша» обеспечивают искренность и непосредственность главной героини Наташи, которую сыграла пятилетняя Вероника Лебедева. Секрет в том, что девочка не исполняла роль, а просто жила перед камерой.

Режиссер Татьяна Лукашевич вспоминала: заставить маленькую Веронику действовать по сценарию было невозможно. Лукашевич задействовала все свои педагогические навыки, полученные во время съемок фильма «Гаврош» (1937), где было занято много актеров-детей. Режиссер подолгу общалась с девочкой, придумывала для нее разные истории, чтобы вызвать у ребенка нужные эмоции.

Например, в эпизоде, где Наташу находят супруги Ляля и Муля (Фаина Раневская и Петр Репнин), девочка протягивает своему «приемному папе» стакан газированной воды. Юная актриса никак не соглашалась этого делать. Тогда Татьяна Лукашевич пошла на хитрость: она шепнула Веронике, что якобы Раневская очень жадная и отбирает газировку у Репнина. Девочка пожалела старшего коллегу и со всей готовностью дала ему попить.

Кадр из фильма "Подкидыш"
Кадр из фильма "Подкидыш"

Импровизация – наше все

Уже во время съёмок Рина Зелёная, всегда присутствовавшая на площадке, поняла, что в сценарии не хватает еще одной комической героини второго плана — домработницы семьи Наташи. Сыграть ее решила она сама, а путаную манеру речи переняла у помощницы своих соседей – женщины «суетливой и бестолковой». Глубокомысленные рассуждения о том, что домработница должна быть «выходная в выходной», Зеленая тоже взяла у своего прототипа.

Кадр из фильма "Подкидыш"
Кадр из фильма "Подкидыш"

Любопытно, что в первоначальном сценарии не было и самой известной реплики фильма – «Муля, не нервируй меня!». Ее Фаина Раневская бросила своему экранному мужу Петру Репнину. Отношения у актеров не заладились еще во время съемок фильма «Пышка» в 1934 году.

Случайная фраза преследовала Раневскую годами! Актриса не могла спокойно пройти по улице: поклонники так и стремились продемонстрировать знание ее творчества. В итоге Раневская возненавидела роль, которая принесла ей большой успех.

Даже Леонид Брежнев, вручая актрисе орден Ленина, не удержался от «мули». Раневская одернула генсека: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». Тот смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».

Машина времени

«Подкидыш» стал не только первым семейным советским фильмом, но и первопроходцем в жанре «городских прогулок», популярном в «оттепель» (вспомним «Заставу Ильича» и «Я шагаю по Москве»).

Картина Татьяны Лукашевич – энциклопедия Москвы конца 30-х годов. В ней только что появились ВДНХ (тогда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка), Библиотека имени Ленина и Манежная площадь.

Кадр из фильма "Подкидыш". Всесоюзная сельскохозяйственная выставка
Кадр из фильма "Подкидыш". Всесоюзная сельскохозяйственная выставка

В начале фильма мы видим первозданный облик «дома со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14, строение 3), известного фасадом с кружевным узором из фигурок разных животных. Два верхних этажа к нему надстроили только в 1945 году.

«Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14, строение 3) с надстроенными двумя этажами
«Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14, строение 3) с надстроенными двумя этажами

Проходит Наташа и мимо кинотеатра «Колизей», открывшегося в 1914 году. Сегодня в этом доме, спроектированном Романом Клейном, находится театр «Современник». А в 1939 году, когда снимался «Подкидыш», там еще показывали кино.

Кадр из фильма "Подкидыш"
Кадр из фильма "Подкидыш"

«Подкидыш» – настоящая машина времени и находка для того, кто хочет полюбоваться столицей 30-х. Перенестись в другую эпоху, купеческую Москву XIX века, можно во время прогулки по Замоскворечью. Здесь ГК «Галс-Девелопмент» возводит клубный дом de-luxe класса «Космо 4/22». В его основе – парадный фасад доходного дома Полины Чепышевой в неоклассическом стиле. Облик проекта дополнят ажурные кованые решетки балконов, пилястры и арки.

Одна из отличительных особенностей будущих квартир проекта (завершить перевод апартаментов дома в квартиры должны в 3 квартале этого года) — панорамные виды на Москву-реку и высотку на Котельнической набережной, они прямо напротив. Изучить планировки и выбрать квартиру можно на сайте застройщика.