21 июня 1969-го в Северной Америке вышел третий студийный альбом Deep Purple (британский релиз состоится в сентябре). Последний альбом в составе Mark I также называют «Deep Purple III», или «April» по названию финального трека.
Запись прошла в лондонской De Lane Lea Studios с января по март того же года, в паузах между турами по США и Великобритании, где группа вызвала интерес после своего успеха по другую сторону Атлантики. (Примечально, что по словам Лорда, в Америке Deep Purple зарабатывали 2500 фунтов за концерт, но на родине ставка упала до 150). В качестве продюсера выступил английский звукоинженер Дерек Лоуренс.
7 из 8 треков сочинены участниками группы; баллада «Lalena» – кавер на песню шотландского автора и исполнителя Донована. При напряжённом концертном графике времени на творчество не оставалось, большинство песен были созданы во время студийных сессий. По словам Ника Симпера: «…нам недоставало материала, но возможности притормозить и заняться сочинением не было». Блэкмор позже возмущался: «…это меня доставало: «А ну-ка, парни, идите в студию и сочините песню… сегодня же!»
«Emmaretta» названа в честь Эммаретты Маркс, участницы мюзикла «Волосы», с которой Эванс познакомился в Штатах. В тот же день была записана «The Bird Has Flown», обозначившая «утяжеление» саунда команды.
Открывающий трек, «Chasing Shadows» основан на вдохновивших Пэйса африканских ритмах. «Blind» обязана своим происхождением ночному кошмару Лорда.
Инструментальная пьеса «Fault Line» написана под впечатлением землетрясения, застигшего группу в Лос-Анджелесе. «Why Didn't Rosemary?» вдохновлена культовым триллером Романа Полански «Ребёнок Розмари». Тему «April» Блэкмор сочинил по случаю своего дня рождения (14 апреля); при участии Лорда она развернётся в 12-минутную композицию.
Для обложки использован фрагмент триптиха Иеронима Босха, известного как «Сад земных наслаждений»; в США, чтобы не раздражать верующих, картину сделают монохромной. Коммерчески «Deep Purple» станет самым малоуспешным для Mark I, хотя и доберётся до 162-го места Billboard 200. Критики альбом, фактически, проигнорируют – и лишь годы спустя начнут выставлять ему высокие оценки в рейтингах: «…Deep Purple преуспели, совместив энергию раннего хеви метал со сложностью и интеллектуальностью прог-рока»; «…это один из крепких прог-рок альбомов, в котором просматривается путь, по которому могла пойти группа – но не сделала этого».
Действительно, не сделала. Вскоре позицию у микрофона вместо Эванса займёт Гиллан, а его коллега по Episode Six Роджер Гловер сменит Симпера. Так родится Mark II, признанный одним из родоначальников хард-рока.