SENAU. Snauw. C’est une barque longue dent les Flamans se servent pour la course. Elle ne porte que vingt-cinq hommes au plus.
„Quoi-que les Senaus & les Pleites, done on se sert beaucoup dans tous les Pais-bas, soient au rang des Binnelandres, ou batimens qui naviguent dans les eaux internes, ils ne laissent pas d’aller aussi fort-souvent a la mer, nonobstant qu’ils n’aient gueres que trois hommes d’equipage. Ce sont des batimens longs & plats de varangues, dont tout le pont n’est que d’ecoutilles, avec des courcives aux deux cotes qui baissentau dessous du pont lequel est eleve. Leurs voiles sont comme celles de semaques, mais elles sont plus grandes.” - Это длинная лодка, которую фламандцы используют для плавания. В нем помещается не более двадцати пяти человек.
«Хотя «Шнявы» и «Флейты», широко используемые во всех Нидерландах, как биландеры, или суда, плавающие во внутренних водах, но очень часто выходят в море несмотря на то, что у них обычно три члена экипажа. Это длинные, плоскодонные суда, с изогнутой и спускающей к бортам палубе, на которой расположено много люков. Парусное вооружение похоже на вооружение шмаков, но паруса больше».
Aubin, Nicolas, Dictionaire de marine A Amsterdam chez Pierre Brunel. 1702 г.,стр. 692
Les Senauts sont, de tous les batimens autres que les Navites, ceux qui leur ressemblent le plus; la seule difference etant qu’ils n’ont que deux mats, mais absolument semblables au grand mat & an mat de misaine des Vaisseaux, & portant le meme greement, les memes voiles quarrees, voiles d’etai & focs, avec un mat de beaupre en avant.
Les Senauts n’ayant point de mac d’attimon, ont a la place un matereau qui porte en bas sur le pont, & en haut contre le bord arriere de la grande hune: ce matereau sert a porter une voile a corne, de meme forme que la voile d'artimon des Vaisseaux, & remplissant le meme office, & qui se nomme dans cette sorte de batiment la voile de Senaut.
Les Senauts sont, pour la plupart, des batimens marchands, & les Nations maritimes de l’Europe font un usage frequent de cette maniere de greer, pour les batimens done le port est moindre de 250 tonneaux; & sur-tout les Francois, les Anglois & les Suedois. - Шнявы из всех судов, больше всего на похожи корабли; с той лишь разницей, что у них всего две мачты, но они абсолютно похожи на грот-мачту и фок-мачту кораблей, несут тот же такелаж, те же квадратные паруса, стаксели, кливера и бушприт.
У шняв, не имеющих мачты, вместо этого есть деревянный шест, который внизу закреплен на палубе, а вверху у заднего края грот марса, и используется для ношения гафельного паруса, по форме аналогичного бизань-парусу судов и выполняющего ту же самую функцию, который на судах этого типа называется парусом шнявы.
Шнявы по большей части являются торговыми судами, и морские государства Европы часто используют этот способ оснащения для судов водоизмещением до 250 тонн, особенно французы, англичане и шведы.
Lescallier M. Prent opgenomen in de uitgave Traité pratique du gréement des vaisseaux et autres batimens de mer...T. 1, Paris, 1791 г., стр. 401-402
SNOW, senau, is generally the largest of all two-masted vessels employed by Europeans, and the most convenient for navigation. The sails and rigging on the main-mast and fore-mast of snow, are exactly similar to those on the same masts in a ship; only that there is a small mast behind the main-mast of the former, which carries a sail nearly resembling the mizen of a ship. The foot of this mast is fixed in a block of wood on the quarter-deck abaft the main-mast; and the head of it is attached to the afterpart of the main-top. The sail, which is called the try-sail, is extended from its mast towards the stern of the vessel. When the sloops of war are rigged as snows, they are furnished with a borse, which answers the purpose of the trysail-mast, the fore part of the fail being attached by rings to the said horse, in different parts of its height. -Шнява самое большое и удобное из всех двухмачтовых судов, употребляемых европейцами для мореплавания. Паруса и такелаж на грот-мачте и фок-мачте подобны парусам на таких же мачтах корабля; только позади грот-мачты есть небольшая мачта с парусом, напоминающая бизань корабля. Низ этой мачты закреплен в деревянном бруске на квартердеке позади грот-мачты, а верх прикреплен к задней части грот-марса. Парус, называемый триселем, вытянут от мачты к корме судна. Когда военные шлюпы имеют парусное вооружение шнявы, то они снабжаются в кормовой части, соответственно назначению трисель-мачты, при этом носовая часть паруса прикрепляется кольцами к упомянутому коньку в различных частях ее высоты.
An universal dictionary of the marine W. Falconer, London, printed for T. Cadell (Successorr to Mr. Millar) in the Strand. 1769 г.
Шнявы, по большей части купеческие суда, имеют грот-мачту, фок-мачту и бушприт, с тою же на них парусностью, какая у кораблей на сих мачтах бывает. Сверх сего, не много позади грот-мачты параллельно ей ставится малая мачта или стрела, которая вершиною своею упирается в задний край грот-марса; сия стрела носит на гафеле бизань во всем подобную корабельной.
Гамалея П. Опыт морской практики Т. 1, СПб, Морская типография, 1804 г., стр. 234
Шнава или Шнява – небольшое вооруженное о двух мачтах судно; род пакетбота.
Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть III, СПб, Императорская Академия Наук, 1806 г., стр. 1195
Шнава – небольшое вооруженное судно о двух мачтах.
Словарь церковно-славянского и русского языка Т. 4, СПб, Типография Императорской Академии Наук, 1847 г., стр. 460
Шнява (анг. snow, фр. senau) – первоначальный тип брига. Вооружение шнявы отличалось от брига только небольшою бизань мачтою, однодеревкой, на которой ходил бизань-гафель. Шнявы того времени будучи около 70 фут. длины. при 18 фут. ширины, размерами немного отличались от современных малых фрегатов, бывших в употреблении в Балтике, длина которых не превышала 94 фут. Поэтому шнявы в современных документах называются иногда фрегатами.
Елагин С. История Русского флота. Период Азовский, СПб, типография Гогенфельдена и К, 1864 г., стр. 315-316
Шнява – двухмачтовое, морское судно, в роде шхуны.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 4, Москва, тип. т. Рис, 1866 г., стр. 586
Шнявы—те же бриги, но с несколько измененной конструкцией в корпусе судна и несколько отличной парусностью. На шнявах в XVIII в. на грот-мачте поднималась бизань на бизань-рее подобно корабельным. Вооружение их состояло от 6 до 20 небольших пушек. Ныне они не строятся.
Петром 1-м введены были следующие суда: Шнявы длиною 72 — 94 ф., две мачты и 10 — 18 пушек.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 115, 420
Шнява (Schnau), первоначально двухмачтовое судно с обыкновенными парусами и такелажем, как фрегата, отличающееся от брига только тем, что нa нем позади собственных или главных мачт, стоят еще более тонкие мачты, какие ныне употребляются также и на трехмачтовых военных и купеческих судах.
Всенаучный энциклопедический словарь Часть III Ф.-V., СПб, Небе Х. К., 1882 г., стр. 1369
Шнява — военное судно прежнего парусного флота, несколько похожее на бриг; в XVIII веке имело бизань латинскую (с рейком вместо гафеля, продолжающимся мимо мачты вниз до палубы); вооружение артиллерийское состояло из 6—20 небольших пушек.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
В РГА ВМФ находяться чертежи российских шняв, как трех, так и двухмачтовых фонд 327, опись 1:
- Дело 2632 Шнява 16-пуш. (86 ф. – 23 ф. 11 д. – 10 ф. 6 д.). Общий чертеж (Констр. Качалов и Михайлов), 1762 г. Три мачты
- Дело 2633 Шнява 14 -пуш. (76 ф. 8 д. – 21 ф. 4 д. – 9 ф. 3 д.). Общий чертеж (Констр. Афонасьев) 1758 г.
- Дело 2634 Шнява 8 -пуш. (80 ф. – 25 ф. – 10 ф. 6 д.). Общий чертеж (Констр. А. Катасанов) 1793 г.
- Дело 2635 Шнява 8 -пуш. (78 ф. – 24 ф. – 9 ф. 2 д.). Общий чертеж (Констр. А. Катасанов) 1793 г.
- Дело 2636 Шнява 8 -пуш. (75 ф. – 26 ф. – 9 ф.). Общий чертеж (констр. И. Кутыгин) 1791 г.
- Дело 2637 Шнява 5-пуш. (76 ф. – 22 ф. 9 д. – 9 ф. 3 д.). Общий чертеж (Констр. А. Катасанов) 1793 г.
- Дело 2638 Шнява. (90 ф. — 27 ф. – 10 ф. 6 д.). Общий чертеж. Три мачты
- Дело 2639 Шнява. (86 ф. – 23 ф. 10 д. – 10 ф. 6 д.). Общий чертеж. Три мачты
- Дело 2640 Шнява. (82 ф. 6 д. – 23 ф. 6 д. – 9 ф. 3 д.). Общий чертеж (Констр. П. Качалов)
- Дело 2641 Шнява. (78 ф. – 22 ф. 8 д. – 9 ф. 6 д.). Общий чертеж (Констр. И. Ильин)
- Дело 2642 Шнява. (77 ф. 6 д. – 21 ф. 8 д. – 9 ф. 7 д.). Общий чертеж (Констр. П. Качалов) 1746 г.
- Дело 2643 Шнява. (71 ф. – 20 1/3 ф. – 10,5 ф.). Общий чертеж (констр. А. Нератов) 1776 г.
- Дело 2644 Шнява. (71 ф. – 20 ф. – 10 ¼ ф.). Общий чертеж (Констр. А. Нератов)
- Дело 2647 Шнява. (62 ф. – 17 2/3 ф. – 8,5 ф.). Общий чертеж (Констр. А. Нератов) 1776 г.
- Дело 2648 Шнява. (61 ф. – 19 ф. 6 д. – 9 ф. 4 д.). Общий чертеж (Констр. К. Путилов)
Шнявы Балтийского флота
- Мункер 14 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 1703 г. – 24.09.1704 г. Петр Михайлов и Иван Немцов. До 1732 года сохранялась для памяти в Кронверкской гавани.
- Сант-Яким 14 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 1704 г. Ян Руловс. Разобрана после 1710 года.
- Дегас (Заяц) 14 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 12.11.1703 г. – 18.07.1704 г. Ян Фанасоп, Гендрих Мейбау и Ян Руловс. Разобрана после 1710 года.
- Копорье (1-я Осташковская) 14 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 15.10.1703 г. – 18.07.1704 г. Вилим Шленграф (Иначе называемый граф Васильев). Разобрана после 1710 года.
- Ямбург (2-я Осташковская) 14 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 15.10.1703 г. – 20.07.1704 г. Вилим Шленграф. Разобрана после 1710 года.
- Лукс 18 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 01.11.1704 г. – 06.06.1705 г. Вилим Шленграф и Томас Изес. Разобрана после 1710 года.
- Фалк 18 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 01.11.1704 г. – 07.06.1705 г. Петр Корнилисен и Яспер Старн. Разобрана после 1710 года.
- Снук 18 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 01.11.1704 г. – 17.06.1705 г. Вилим Шленграф. Разобрана после 1710 года.
- Феникс 18 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 01.11.1704 г. – 17.06.1705 г. Питер Бас. Разобрана после 1710 года.
- Роза 18 пуш. 72 ф. – 18 ф. 6 д. – 8 ф. Олонецкая верфь. 12.11.1704 г. – 19.06.1705 г. Мевис Корнилисен. Разобрана после 1710 года.
- Адлер (Егель). 65 ф. – 17 ф. 1705 г. Селицкий рядок. Вилим Шленграф. Разобрана после 1710 года.
- Бевер 65 ф. – 17 ф. 1705 г. Селицкий рядок. Вилим Шленграф. Разобрана после 1710 года.
- Лизет 16 пуш. 76 ф. – 22 ф. 1705 г. С.-Петербург. Петр Михайлов и Федосей Скляев. В 1716 году разбилась в Балтийском море.
- Диана 18 пуш. 94 ф. – 25 ф. – 10 ф. 1710-1711 гг. Новая Ладога. Фёдор Салтыков и Гаврило Меншиков. В 1721 году разломана в С.-Петербурге.
- Наталья 18 пуш. 94 ф. – 25 ф. – 10 ф. 1710-1711 гг. Новая Ладога. Фёдор Салтыков и Гаврило Меншиков. В 1721 году разломана в Ревеле.
- Принцесса 32 пуш. 89 ф. – 24 ф. – 10 ф. 17.11.1711 г. – 27.04.1712 г. В 1716 году разбилась в Балтийском море у острова Рема.
- Фаворитка 16 пуш. 71 ф. – 18 ф. – 6 ф. 9 д. 28.09.1712 г. В 1741 году разбилась в Финском заливе.
Шнявы Азовского и Черноморского флотов
- Мункер - В 1712 году продана турецкому правительству.
- Лизет - В 1712 году продана турецкому правительству.
- Дегас 14 пуш. Немцов.
- Фалк 14 пуш. Немцов.
- (Без названия) 18/16 пуш. 65 ф. – 12 ф. 6 д. – 6 ф. 4 д. 01.04.1700 г. Федотов.
- Таймадар 14 пуш. 60 ф. – 16 ф. – 6 ф. 6 д. 1702 г. Рамонь. Федотов.
- Лебедь
- Гусь
Шнявы Каспийской флотилии
- Св. Екатерина 68 ф. (по килю) – 16 ф. – 6 ф. 4 д. 1716 г. Казань. Разломана в Астрахани в 1724 г.
- Астрахань 69 ф. (по килю) – 16 ф. 4 д. – 6 ф. 2 д. 1716 г. Казань. Разломана в Астрахани в 1724 г.
- Св. Александр 69 ф. 4 д. – 16 ф. 6 д. – 6 ф. 4 д. 1716 г. Казань. Разбилась у Дербента в 1722 г.
- (Без названия) 1716 г. Казань. Разбилась в 1717 г.
- Св. Елисавета 78 ф. – 22 2/3 ф. – 9 ½ ф. 1746 г. Казань.
- Св. Петр 78 ф. – 22 2/3 ф. – 9 ½ ф. 1746 г. Казань.
- Св. Екатерина 78 ф. – 22 2/3 ф. – 9 ½ ф. 1746 г. Казань.
Шнявы взятые у неприятеля
Фрегат (шнява) 72 ф. – 17 ф. – 8 ф. Взята у шведов в июне месяце 1701 года, в устье р. Северная Двина, сухопутными войсками, посаженными на гребные суда.
Шнява Астрильд. 8 пуш. Взята у шведов в устье реки Невы 7 мая 1703 г. отрядом лейб-гвардии преображенского и семёновского полков, находившимся на 30 лодках, под начальством бомбардирской роты капитана Петра Михайлова и поручика Меншикова.
Использованы также материалы:
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. Тип. Морского министерства, СПб., 1872 г. стр. 139-144, 505-508, 734-735;
- Чертежи по судостроению парусного и гребного флота. Коллекция № 327, Опись № 1, 1713-1897 гг. Центральный Государственный архив ВМФ СССР.