Джой – один из редчайших цирковых артистов в мире. Дальневосточные леопарды официально признаны самыми малочисленными большими кошками и внесены в Красную книгу. На сегодняшний день их на планете осталось чуть больше ста. И один из них вот уже 15 лет работает в Росгосцирке, в экзотическом шоу Марины Руденко.
В компанию нильского крокодила Геннадьевны, трогательную историю которой мы вам рассказали в этой статье, и её собратьев Джой попал совершенно случайно. Его молодая мама, питомица зоопарка в Абзаково, наотрез отказалась кормить своего первенца. Сотрудники не справились, и в итоге принесли его в цирк. Марине львенок (да, детёнышей леопарда тоже называют львятами) очень понравился, несмотря на то, что был очень хилый. Тем более у дрессировщицы уже был один пятнистый воспитанник – Лео, и она прекрасно знала, как нужно себя вести с этими хищниками. Так месячный Джой поселился в номере Марины и до полугода спал с ней вместе, как котенок. Она приучала малыша к лотку, выкормила козьим молоком, он ожил, подружился с собакой и не отставал от своей приемной мамы ни на шаг – постоянно просил с ним веселиться и играть. «Дело дошло до того, что моя 12-летняя дочь начала сильно ревновать меня к Джою. Да и в нём проснулся маленький хищник: стал нападать на швабру, рвать тряпки и коврики в клочья, переворачивать все вверх дном. Пришлось переселить его в вольер, хотя в природе маленькие леопарды живут с мамой около года и даже больше», - говорит Марина Руденко.
Сначала Джой, конечно же, взгрустнул, но, когда начались репетиции, взбодрился и влился в цирковой процесс. «Говорю ему: «Идем работать», и он изо всех сил несется на арену. Одинаково любит и репетиции, и выступления, и быть на публике – это просто его стихия», - отмечает Марина. И в то же время подчеркивает, что дрессировать леопардов довольно сложно.
«Требуется невероятное терпение. У них сложный характер: они умные, но очень капризные, хитрые и злопамятные. Если обидишь – не простят. Могут неделями выжидать подходящий момент, чтобы отомстить. Поэтому с Джоем, несмотря на то, что он ручной и считает меня своей мамой, все равно приходится держать ухо востро – это все же хищный зверь», – рассказывает дрессировщица.
Конечно же, Джоя никто не обижает. В отличие от прошлых времен, методы дрессуры хищников сейчас более, чем гуманны.
«Я отношусь к своим воспитанникам, как к партнерам. И отрабатываю с ними только те трюки, к которым они проявляют интерес и делают с удовольствием. Через наблюдение, через игру, через контакт и доверие выстраиваю к ним подход. Например, когда Джой был маленький, я с ним играла и отмечала трюки, которые ему нравятся. Теперь эти элементы он с удовольствием исполняет на манеже», – делится секретами мастерства Марина.
Несмотря на свой природный нрав, в цирке Джой со всеми отлично ладит – и с артистами, и с коллегами по шоу. Хотя, казалось бы, что может быть в мире более несовместимым и странным, чем компания кайманов, леопарда, нильских крокодилов, а также удава-альбиноса и императорских питонов, которые тоже работают в шоу Марины Руденко.
«Конечно, бывает, что он во время репетиции порычит на крокодилов или пофыркает на питона. Но это нормально, ведь дальневосточные леопарды, как и многие другие крупные кошки, по своей сути одиночки. В естественной среде они держатся особняком и крайне агрессивно защищают свою территорию, а это, на минуточку, от 100 до 300 квадратных километров. Но в основном Джой к своим партнерам максимально дружелюбен и иногда даже скучает по ним, радостно приветствует. А ведь в дикой природе все мои подопечные прямые соперники», – отмечает Марина.
Так же приветлив с другими участниками шоу был и первый пятнистый воспитанник Марины Руденко – Лео. Проработав несколько лет с крокодилами, она однажды увидела объявление: один зоопарк в Томской области предлагал взять трехмесячного леопарда. Дрессировщица была в тот момент неподалеку на гастролях, и забрала львенка, который уже был размером с ротвейлера. Как потом оказалось, другие цирки от него отказались – совершенно дикий и очень агрессивный. Марина поставила клетку в свою гримерку и целыми днями разговаривала с Лео. Первое время она держала с Лео дистанцию: подходить близко он не давал. Только через несколько недель разрешил себя погладить и вскоре подружился и со своей воспитательницей, и с другими цирковыми обитателями. Так Марина Руденко стала первой в России женщиной – дрессировщицей леопардов.
«Посмотреть на выступления Лео люди приходили по нескольку раз подряд. Он прожил 17 насыщенных и очень ярких лет. По меркам дальневосточных леопардов, это очень прилично, потому что в дикой природе они порой не доживают и до десяти, в том числе и из-за браконьеров – очень уж красивые животные, и их шкура довольно высоко ценится на черном рынке. Их же почти всех истребили: в 2000-х годах, когда я взяла Лео, в мире официально насчитывалось не более 30 особей», – вздыхает Марина.
Джой действительно красавчик, и не только внешне. Он великолепный одаренный артист. Мастерски исполняет пируэты, ходит по канату, любит прыгать с тумбы на тумбу, делать стойку на задних лапах и строить потешную морду зрителям. После работы, как и любой порядочный леопард, любит хорошо подкрепиться. В его ежедневном меню – три килограмма отборного мяса: баранина, говядина, свинина, курятина, печень, кролик или индейка. То есть, весь мясной ассортимент. А раз в неделю «разгрузочный день» на молоке и яйцах – он обязателен для всех хищников. Несмотря на свой фактически предпенсионный возраст, он легко может прыгнуть вверх на 3 метра и в длину на 5 метров.
По словам Марины, знакомство с леопардами Лео и Джоем пробудило в ней самые лучшие качества.
«Даже муж с дочкой заметили, что рядом с ними я становлюсь добрее, – смеётся дрессировщица. – Я очень люблю за ними наблюдать и изучать их повадки. И уж точно это они меня научили железному терпению и выносливости. Ну и, конечно же, эти кошки принесли столько позитива в мою жизнь, что даже не знаю, чем его измерить. Всё-таки не случайно имя Джоя так и переводится –«радость»
Обязательно подписывайтесь на наш канал в Дзен , вас ждет еще больше захватывающих историй про цирковых артистов и не только.